Как полюбить себя, по настоящему? И перестать себя предавать…

Как полюбить себя, по настоящему? И перестать себя предавать…

Спасибо, что вы решили в свой выходной день послушать кое-что про медитацию. Давайте я сразу буду с вами честен: я сегодня буду довольно строг. В нашей жизни порой нам как раз нужна энергия строгости для того чтобы как-то нас подпнуть. Многие возможно как раз пришли с запросом на волшебный пендель. Что ж, собственно, готовьтесь его получить! Пусть это будет на благо.

Начну вот какой истории: сейчас подходит концу реалити-шоу у меня в Телеграм-канале. Поставьте плюсики если вы следите за реалити-шоу. Ну понятно что те кто у нас сейчас в Телеграме – вы следите. Я сам слежу за этим реалити скорее как наблюдатель со стороны потому что честно признаюсь, в последнюю неделю я был очень занят – у меня был ретрит для предпринимателей, я там читал лекции по 3 раза в день, медитировал с ребятами и просто сам физически не успевал еще смотреть что там происходит в этих всех чатиках, у кого какие успехи.

Видео-версия статьи

Когда я вынырнул из своего ретрита и посмотрел что же там происходит, я, честно говоря, был удивлен. Это все очень живая, честная история, и эти люди все медитировали – мы финалим в понедельник – 5 дней ребята медитировали и делились своими инсайтами. Первое на что бы я обратил внимание – а вот никто не слился. Никто не слился! Мы еще поговорим о том, а почему не слились, и как создать такие условия в своей практике чтобы тоже не сливаться.

Вот с чего я хочу начать: когда я выбирал этих ребят – шорт-лист для участников реалити-шоу? Я выбирал их из нескольких сотен анкет. Это было сложно выбрать. Я читал все эти истории и, читая эти истории, я… мне хотелось всех взять потому что прочитаешь историю и думаешь: «Господи, до чего человек себя довел! Ему точно нужна медитация. Этому нужна медитация. Этому нужна медитация». Я обратил внимание на то насколько в жизни людей – и в нашей собственной жизни – как много нечестности. Нечестности с самим собой.

Одна из причин почему люди не медитируют — это фундаментальная нечестность, ложь и предательство себя


Cейчас я объясню этот тезис. Вот смотрите, все люди так или иначе стремятся быть счастливыми. Ну вот если вы не стремитесь, так и напишите: «А я не стремлюсь!». Мы все стремимся быть счастливыми. Но у каждого из нас есть какие-то разные идеи что в этой жизни нам счастье принесет. Мы ходим по жизни, вроде как стремясь к счастью, но делаем что-то что идет в разрез с этим счастьем, что никакого счастья не приносит.

Ну простой пример: мужчина думает завести любовницу. Зачем? Ну ему скучно жилось, ему хотелось счастья добавить. Вот он заводит любовницу, и ему кажется что сейчас счастье придет. Но пришло несчастье – пришел целый океан проблем: страдания, все эти любовные треугольники, все эти мозговыносы, все эти страхи, ревности, манипуляции.

Или человек решает что ему для счастья денег не хватает, но честным трудом заработать – его не привлекает, он решает что их надо украсть откуда-то, или какую-то схемку замутить, или еще что-то. У него это даже получилось – какие-то деньги в его жизнь прошли. Но вместе с этими деньгами пришли и проклятия, проблемы и страдания, и в итоге счастья нет.

Подумайте – ну вы же тоже к счастью стремитесь. Вам кажется что счастье будет где? Когда? С чем вы свое счастье завязываете? У каждого есть какие-то отлагательные условия: кому-то кажется что надо мужчину встретить того самого, кому-то кажется что надо ребенка родить, кому-то кажется что надо в дом свой переехать, что надо из этой страны уехать в другую страну – там будет счастье. У каждого есть куча каких-то таких истории где вроде как будет счастье. Но жизнь проходит, счастье не приходит.

Мудрость в том чтобы начать видеть какие причины приводят к настоящему счастью. Почему люди живут так несчастно, почему люди страдают? 
Потому что… а когда я читал эти анкеты, опять же, я видел что блин каждый страдает. Ну все по-разному. Все эти страдания – они в своей массе внутренние, психологические и умственные. Мы сейчас живем в настолько благоприятное время, что вряд ли кто-то из нас умирает от голода. Ну конечно есть голод на этой Земле, но вряд ли лично вы умираете от голода. Скорее всего у вас холодильник есть. Возможно в этом холодильнике есть еда.

Вот представьте, наши прадеды – они бы просто не поняли как можно страдать если у тебя есть холодильник и в нем есть еда. Чего тебе еще надо от жизни-то, мальчик? Но у каждого из нас в жизни много страданий. Если мы посмотрим о чем мы страдаем-то, мы увидим что мы страдаем из-за внутренне негармоничного состояния. Из-за того что в нашем уме много напряжения, много стресса, много навязчивых каких-то мыслей, панических атак, тревожных состояний; мы сравниваем себя постоянно с другими, мы не можем отпустить какие-то ситуации, к нам вновь и вновь приходят какие-то мысли о том что мы никудышные, или страхи, или что-то, или что-то. Это все про ум. Это все про состояние ума.

Я недавно выступал в институте активного долголетия — это все про то, чтобы жить подольше. Я там довольно категорично заявил: «Ребят, а зачем нам жить подольше, если мы не учимся жить счастливо?». Вот в чем идея? Если ты страдаешь, зачем тебе жить еще 90 лет? Может быть стоит обратить внимание не только на то сколько мы живем, но и на то, а как мы проживаем всю жизнь: насколько мы счастливы, насколько мы удовлетворены. Это все не про наше физическое здоровье. Человек может быть физически здоров, но очень несчастен внутренне. Это про наше ментальное здоровье. По-настоящему здоровый человек – это человек, здоровый целостно: у него и с психикой все в порядке, и ум у него ясны, бодрый, энергичный, и тело у него здоровое. Вот к этому надо стремиться. Если вот в таком состоянии жить много лет – ну наверное это и есть активное долголетие.

Так вот, а почему нечестность? Когда я читал эти анкеты я видел что да, в жизни практически у каждого много страданий. Это страдания умственные. Это страдания, порожденные тем что ум человека расхлябан. То есть человек свой ум не тренирует, и ум становится постепенно расхлябанный, он начинает быть неустойчивым, он начинает быть каким-то капризным, он мечется, он беспокоится. Человек это знает. Самое большое открытие которое было для меня когда я читал эти анкеты – люди знают что у них проблемы.

Мы знаем что для нас хорошо, мы знаем что для нас благо. Но мы этого не делаем

Второе открытие – практически треть всех анкет которые я прочитал, там люди пишут: «Вообще-то мы уже пробовали медитацию и мы знаем что это полезно. Более того мы знаем что нам это просто жизненно необходимо. Но мы этого не делаем» – и вот в этом нечестность: «Мы знаем что для нас хорошо, мы знаем что для нас благо. Но мы этого не делаем». Согласитесь жизни каждого из нас есть вот эта нечестность. Мы знаем что надо чистить зубы, но вечером так лениво почистить зубы, и мы этого не делаем. Мы знаем что не надо бухать – вот не надо бухать, ну потому что на следующий день ты будешь себя чувствовать плохо, физически будешь плохо себя чувствовать. Но что самое скверное – ты будешь внутренне себя чувствовать плохо: ты будешь чувствовать стыд, ты будешь смотреть в зеркало на себя и думать: «Зачем я это сделал с собой?». Похмелье – оно пройдет, съешь какого-нибудь том-ямчика, но это внутреннее ощущение греха – оно останется. Это то, как я сам бросил пить.

Я баловался с бокальчиком – бокальчик вина, бокальчик шампанского – но каждый раз на следующий день я себя чувствовал скверно. Опять не столько физически, сколько духовно. То есть ты чувствуешь что ты делаешь что-то не так, что ты делаешь что-то неправильно.

Это удивительно, но говоря про настоящую мотивацию на практику медитации – вот настоящая мотивация знаете какая? Могу вам сказать почему я медитирую каждый день уже много лет – вот пошел уже пятый год когда я медитирую каждый день. Говорят что те люди кто утвердился на каком-то пути, у них появляется сила инициировать других людей в какое-то качество или в какое-то состояние. Так что пользуйтесь этой возможностью получить инициацию в регулярную практику медитации. Так вот мотивация почему я медитирую – может прозвучать странно, но это правда – я люблю себя. Я медитирую исключительно по одной причине – я люблю себя по-настоящему. Для меня регулярная практика – это значит быть другом самому себе.

Вот Будда однажды сказал: «Никто на этой Земле не может сделать для нас больше зла, чем мы сами можем сделать для себя».

Мы постоянно паримся про каких-то врагов, про каких-то людей которые могут нас как-то проклясть или сглазить, или порчу навести – это полная брехня. Вот те кто понимают как устроены законы кармы – они четко знают: нет такого как проклятие. Это просто полный бред. Есть только один человек который может тебя по-настоящему проклясть. Этот человек – это ты сам. Это ты сам который себя не любишь. Это ты сам который ест на ночь. Это ты сам который бухает, делает какие-то грехи. Вот ты себя проклинаешь своими действиями. Нет никакой другой силы которая могла бы тебе навредить.

Но дальше он сказал что: «На всей этой Земле нет человека который мог бы сделать для тебя больше блага и принести больше счастья» – чем кто? – «чем ты сам».

Мы вечно клянчим у других людей чего-то: клянчим любви, мы верим в то что нас кто-то может осчастливить, или какой-то энерготерапевт может нас исцелить, или мы ходим на все эти… мы постоянно… реально, я очень много общаюсь с духовными искателями – ко мне приезжают группы на ретриты по 60, по 70, по 90 человек – я общаюсь с этими людьми. Я четко вижу: всем плевать на медитацию. Никому не интересна медитация – сама, как практика. Все хотят свою жизнь подлатать, починить, и у всех в жизни много проблем, много страданий:

 – у этой выгорание,

 – эта смысл жизни потеряла,

 – эта много денег заработала, но уже в петлю хочет лезть, потому что не понимает зачем,

 – у этой отношения не ладятся,

 – у этого проблемы со здоровьем начались.

Когда в жизни человека возникают страдания, человек начинает искать таблетку

Весь этот мир похож на большой супермаркет, и мы ходим и примеряем к себе разные таблетки:

 – «Ты уже сходил на гвоздестояние? Ну не помогло, да? Пора поехать на Айяуаску. А, опять не помогло? Ну сходи на коучинг. Это тоже не помогло? Ну Випассану съезди». То есть Випассана/медитация для людей – им плевать что это такое. Они просто хотят хоть как-то облегчить свои страдания – ну хоть что-то может быть сработает.

Смотрите, по мере того как мы становимся внимательнее к своему внутреннему состоянию, мы начинаем видеть что есть что-то, что по-настоящему делает нас счастливыми: что нас наполняет, что дает нам энергию, что дает нам хорошее состояние. Есть что-то что наоборот приводит к внутреннему негармоничному состоянию – к чувству вины, к чувству стыда – к каким-то токсичным состояниям. Мы начинаем все лучше замечать что именно приводит нас к счастью, и что именно приводит нас к несчастью. Я вижу по своей жизни.

Я исследую свой ум уже последние несколько лет. Я очень хорошо вижу что есть какие-то действия которые всегда приводят к неприятному послевкусию. Ну например когда я поздно ложусь спать. Иногда я поздно ложусь спать – вот особенно это тлетворное влияние больших городов. Когда мы сейчас были в гастролях по Москве, по Питеру. Очень сложно в большом городе заставить себя лечь в 10 – вечно ложишься за 12 и встаешь не в 6, как привык обычно, а встаешь в 7 или в 7:30, и всегда чувствуешь себя ну не то чтобы прям плохо но ты знаешь как можно чувствовать себя по-другому.

Вот здесь когда я живу в своем доме, на природе – я просыпаюсь в 5:40, и я встречаю рассвет. Чаще всего я встречаю рассвет когда я уже делаю продышки. Я опередил солнце. Это такой кайф! Это такой кайф – просто встать, как-то соприкоснуться с волшебной внутренней энергией благости. Ты себя не обманешь. Ты знаешь, вот это вот – счастье. Когда ты встаешь пораньше… почему ты это делаешь? Ты хочешь подарить себе это счастье. А почему ты хочешь себе это подарить? А потому что ты к себе относишься по-человечески, ты любишь себя, ты не продаешь себя, ты не проклинаешь себя.

Развитие – в том, чтобы перестать себя жалеть и начать к себе относиться с состраданием

Так вот неправда в жизни многих людей – в том что они себя предают, они себя обманывают: они живут во лжи, они живут в страданиях, и более того – они ни черта не хотят с этим делать. Ну вот просто… смотрите, эти 500… да какие 500? Там уже больше 650 человек, которые заполнили анкеты и хотели поучаствовать в реалити-шоу. Ребята, вот может быть многие здесь как раз слушают эфир. Вы не попали в реалити-шоу, и чего? Вы решили забить? Вы не будете медитировать? А для кого вы хотели медитировать на реалити-шоу? Для некой аудитории и для себя самих? Ну если для себя самих, то… ну почему вы в итоге не медитируете? То есть почему, не попав на какое-то реалити-шоу, вы в итоге забили и перестали медитировать? Вот в этом неправда. Развитие – в том, чтобы перестать себя жалеть и начать к себе относиться с состраданием. Это фундаментальная разница.

Ну смотрите, когда вы вечером решаете скушать тирамису, вы как себя оправдываете? Вы говорите: «Ну, я люблю себя. Ой, сегодня такой был сложный день! Ой, сегодня такая была нервотрепка!» – сейчас из этой жалости к себе, чтоб как-то себя побаловать, надо конечно же съесть эту вкусняшечку. Нам кажется, что вот это любовь к себе. Но правда в том что любовь к себе – настоящая любовь к себе — это не есть тирамису на ночь. Вот просто сказать себе: «Я слишком сильно себя люблю чтобы сейчас это делать» – у меня такое буквально позавчера было.

У меня тренировка тренером — это вечерняя тренировка – и наш шеф-повар Арсен приготовил просто какой-то нереальный, бомбический десерт на запеченных в пароконвектомате бананах, облитых шоколадом; и вся столовая, весь центр гудит: «Блин, вы пробовали? Это просто нереально! Как можно так вкусно готовить?!». Я понимаю что все говорят про очень вкусный десерт. Времени 6:30. В целом я стараюсь позже этого времени уже не есть. Я понимаю что у меня сейчас будет тренировка. Ну какой блин на хрен десерт с шоколадом и с бананами? Зачем тебе это, Игорь?

Но я беру себе кусок этого десерта. Я пробую ложечку. Это реально вкусно. Очень вкусно. Я понимаю что я сейчас снова на этой развилке: пожалеть себя или полюбить себя. Я еще одну ложечку съедаю, и вот потом я себе говорю: Игорь, вот давай ты еще одну ложечку съешь, и отложишь этот десерт. Ну просто потому что надо себя уважать» – и я съедаю еще одну ложечку, и просто отпускаю этот десерт, хотя мог бы доесть. Ум всегда найдет тысячу оправданий почему сегодня ты не мог поступить иначе. Все вот это.

Каждый раз когда мы по-настоящему проявляем к себе уважение, дружелюбие, сострадание… ну я не знаю, я чувствую всегда что моя самоценность повышается. Я чувствую что я тот человек, на которого я могу опереться — это такая фундаментальная тема. Мы все в этой жизни ищем на кого бы нам опереться: мы хотим опереться на мужа, мы хотим опереться на жену, мы хотим опереться на пенсию – хоть на что-то бы опереться. Но по факту единственное, на что мы можем опереться — это на себя самого. Потому что ничего другого у нас нет. Ничем другим мы не владеем. Эти люди нам не принадлежат. Все постоянно меняется. Единственное, на что мы можем опереться — это на себя самого. А тут и мы сами себя подводим, тут и мы сами на себя забили. И мы оказываемся в отчаянной ситуации где мы даже на себя опереться не можем.

Так вот, настоящая практика медитации – она не из чувства «надо», не из чувства «я прочитал что это полезно», или «о, это модно», или «все вокруг медитируют». Это когда мы начинаем выстраивать дружеские, партнерские отношения сами с собой, начиная все лучше видеть, что в этой жизни приводит к счастью, а что приводит к страданиям, и все чаще выбирая первое, и все чаще отказываясь от второго. В этом и есть невежество. Вы постоянно наверное натыкаетесь на то что «невежество, невежество/причина всех бед и страданий людей – в невежестве». Вот в этом невежество. Невежество в том что мы не видим какие причины приводят к счастью и поэтому мы делаем что-то что к счастью точно совершенно не приводит. Мы нарушаем принципы нравственности, мы уводим мужей из семьи – мы делаем много всякой жести, оправдывая это тем что это к счастью приведет. Но приводит это к страданиям. Приводит это к разрушению судьбы и к печальным последствиям.

Смотрите, — это очень сложно – внедрить в свою жизнь новую привычку. Потому что новая привычка — это изменение судьбы человека, и оно не должно быть легко. Не так это все просто. Это сложно – изменить свою судьбу. Но возможно. Я здесь для того, чтобы вас поддержать на этом очень хрупком пути становления. Когда мы внедряем новую привычку это похоже на то, как мы посадили какой-то очень маленький росток допустим могучего дерева – такого как дуб. То есть в потенциале это дерево может быть очень большим, очень сильным. Но прямо сейчас это очень маленький росток и любая скотина может задавить этот росток. Как мою нежнейшую лаванду топчут свиньи с соседнего поля. Или козы. Мы беззащитны.

Почему люди увлекаются практикой медитации и бросают? Чаще всего бросают, к сожалению. Потому что они не смогли защитить этот росток. Пришли эти свиньи в виде родственников, в виде мужа и начали смеяться: «А что это ты за фигней страдаешь? Что ты время теряешь? Лучше делом займись! Что за ерунда такая? Ты что в секту попала?» – мы не получаем поддержки и наш этот маленький росток начинает засыхать. Или его втоптали в грязь и он в итоге в этой грязи и остался. Это всегда для меня грустно.

Вот смотрите, несколько практических советов как все-таки внедрить практику медитации в свою жизнь:

1 – осознать что кроме вас самих это никому не нужно в реальности. Это то что может изменить качество вашей жизни. Медитация – это же не просто медитация.

Я недавно делился что, возобновил тренировки телом. Для меня тренировки телом — это не просто упражнения физические. Для меня тренировки телом — это про мое состояние, это про мои мужские качества. Вот я сегодня с утра сам потренировался, и у меня внутри вот прям такой задор, что мне хочется даже с кем-то подраться, честно говоря. Секса давно не было, тут еще потренировался, и вот прямо внутренняя энергия довольно искрящаяся. Много огня. Но вместо того чтобы подраться, я решил: ну надо этой энергией поделиться, эфир какой-нибудь проведу; может хоть кого-то – хоть тебя может быть – вдохновлю на практику.

Для меня тренировка это про мужские качества. Это про внутреннюю уверенность. Про какую-то дерзость. Это про гормоны. Это всегда про гормоны, всегда про сексуальность. Это не просто упражнения, понимаете? Это что-то фундаментальное, это что-то фундаментально важное. Признаюсь, те 3 месяца когда я вернулся с Бали в Крым и не тренировался – чего-то не хватало в моей жизни, какого-то количества энергии не хватало. То же самое с медитацией. Опять же настоящее здоровье это целостное здоровье и тела, и ума. Если ты только тело тренируешь, но твой ум разболтанный – тебе точно будет чего-то не хватать.

Скорее всего в вашей жизни не хватает тренировок ума. Как оно ощущается – когда ум не тренированный? Вы не можете контролировать свои мысли. К вам приходит куча самых разных мыслей. Приходят плохие мысли – вам становится грустно. Приходят страшные мысли – ты начинаешь бояться. Приходят беспокойные мысли – ты начал беспокоиться. Ты – раб своих мыслей и ты не можешь выключить эту мыслемешалку, она работает с утра до вечера. Ты замечаешь что вообще не бываешь в настоящем моменте. Даже когда ты сексом занимаешься ты параллельно о чем-то еще думаешь, решаешь какие-то вопросы. Люди не могут вспомнить, они сегодня позавтракали или нет. Люди очнулись уже на работе и пытаются вспомнить как я сюда попал. «Как вообще мое тело сюда попало? Я вообще ничего не помню: как я ехал, как я машину запарковал». Мы живем в гипнозе, мы живем в трансе, и мы это называем своей жизнью.

Но качество жизни определяется тем, как часто мы бываем в настоящем моменте. Если ты не бываешь в настоящем моменте, ты вообще … и не сказать что живешь в полном смысле этого слова. Ты просто в своем каком-то мультике застрял. Я думаю вы замечали людей, которые застряли в мультике: они вроде как гуляют по городу, но видно, что они сейчас вообще где-то так далеко. Они не чувствуют как их ноги двигаются, они не замечают что вокруг происходит – они просто в каком-то мультике.

Ум нетренированного человека легко вывести из равновесия


Ум нетренированного человека это человек которого легко вывести из равновесия, которого легко стриггерить. Человек который вспыльчивый, который раздражительный. И от этого страдает не только сам этот человек – от этого страдают все с кем это человек соприкасается (дети в первую очередь, близкие).

Смотрите, я сейчас проживаю опыт отцовства, и я часто размышляю над тем, а что вообще должен давать отец для своей дочки? Насколько я хороший отец? Вот я честно признаюсь – я не люблю играть в эти все детские игрушки. Эта тема: «Давай мы сейчас сварим какой-то суп» или «Давай мы что-то полепим» – я чувствую что я могу это делать, но я делаю это через силу. Я себя иногда ругаю за это: «Игорь, что ты за отец такой, что не можешь нормально поиграть с дочкой? Но в тоже самое время я замечаю, что может быть отец — это и не про то чтобы лепить куличики? А может быть… воспитание отцовское – оно вообще про другое. Оно про то, чтобы показывать ребенку некий образ, некий пример правильных ценностей? – ну так, чтобы с самого детства дочка видела, а какой вообще должен быть мужчина.

Моя дочка никогда не видела чтобы я на кого-то орал матом. Или психовал. Или чтобы у нас женой проходили какие-то это выяснения отношений, чтобы мы прям ругались, чтобы мы друг друга оскорбляли. Такого не было никогда. Почему? Потому что благодаря практики медитации я ни на кого не ору матом. Я как-то научился по-другому выстраивать отношения с людьми. Моя дочь никогда не видела чтобы я был пьяный в зюзю или чтобы я по пьяному делу к кому-то начал приставать, или… ну, то есть вот в этом воспитание. Это очень сложное воспитание, потому что это уровень правдивости. Я люблю очень эту тему – правдивости. Один уровень правдивости — это говорить правду, но более фундаментальный уровень — это когда твои слова не расходятся с твоей жизнью, когда ты живешь по правде. Вот это вот сложно.

Это как в притче, когда к Махатма Ганди пришла женщина и привела маленького сынишку и попросила: «Махатма, скажи пожалуйста моему сынишке чтобы он не ел сладкое. Он никого не слушает!» – на что Махатма ответил: «Приходите через месяц» – и женщина была в шоке, что за фигня? Но она послушалась. Она пришла через месяц и Махатма же ей сказал одну фразу: «Мальчик пожалуйста не ешь сладкое» – и женщина спросила: «А ты не мог месяц назад сказать тоже самое?» – на что он ответил: «Не мог. Потому что месяц назад я сам ел сладкое. Вот с тех пор как вы ушли, я взял пост, я взял аскезу, и я не ел сладкое весь этот месяц для того чтобы накопить внутреннюю силу, для того чтобы накопить правду».

Мы все смотрели этот фильм – «Брат» – про то что сила в правде. Но это действительно так. Про это не Брат сказал – про это Будда говорил: «Сила в правде». Чем больше в нашей жизни уровня правдивости, тем мы становимся внутренне сильнее и мы начинаем влиять на этот мир, мы начинаем влиять на наших близких.

 Вот вы возможно практикуете медитацию, и вы бы очень хотели чтобы ваши близкие тоже практиковали, но почему-то в своем отечестве пророка нет и ваши близкие вас не слушают. Почему? Потому что у вас недостаточно правды. Гораздо проще с пеной у рта рассказывать про пользу медитации и как тебе необходимо медитировать, чем заткнуться, пойти, сесть на свою подушку и 15 помедитировать. Это всегда сильно сложнее. Но правда – она в том чтобы самому это делать.

Вы заметите – те из вас кто хочет как-то позитивно, благотворно повлиять на свое окружение, на своих близких… вот вам простой совет – я не знаю насколько он простой но он точно рабочий – следующий год, каждый день медитируйте что бы ни случилось. Хотя бы по 20 минут. Каждый день. Ничего не говорите своим близким. Ничего им не объясняйте. Ни во что не вербуйте – просто сами делайте эту практику. Через год проведем эфир и проверим. Вы увидите что если вы будете год каждый день медитировать, вы начнете влиять на людей на каком-то уровне невербально. То есть вам не надо с пеной у рта рассказывать про пользу медитации. Люди сами будут задавать вопросы. Они сами будут к вам тянуться потому что они будут чувствовать что в вас есть сила и это сила правды. Правды в том что вы сами практикуете медитацию.

Вот эта штука – очень не дешевая. Это нельзя купить. Либо ты практикуешь каждый день на протяжении года, 2-3-5-10, либо ты этого не делаешь. Мы всегда чувствуем фейк. Мы всегда чувствуем, что ну да, бла-бла-бла, – но сам он этого не делает. Мы всегда чувствуем когда есть правда. Мы всегда чувствуем, когда… да человек-то и сказать складно не умеет но блин его хочется слушать, и он как-то вдохновляет, он инициирует в новый опыт.

Вот коль вы здесь, я бы хотел вас инициировать в эту практику. Я знаю что многие из вас уже пробовали. Многие из вас проходили мой бесплатный курс. Многие в этих анкетах пишут: «Блин, я когда практиковал медитацию – мне это так нравилось!» – «мне нравилось это». Но что-то не позволяет человеку утвердиться на этом пути, сохранить регулярность практики и сделать медитацию своей привычкой.

Ребят, я искренне хочу донести до вас что вот то что мы сейчас делаем с моими молодыми преподавателями, студентами моего Тичерс-курса — это очень крутое предложение. Я уже давно вышел из уровня где мне что-то надо кому-то предлагать чтобы на этом заработать денег. У меня все очень хорошо с финансами. У меня есть свой ретритный центр, я живу в своем шикарном доме на своих гектарах земли – мне от вас вообще ничего не надо. У меня все очень неплохо в жизни складывается. Но вам это надо, и я знаю что вам это надо. Вы сами себя предаете потому что вы знаете что вам это надо но вы этого не делаете. Я хочу до вас донести: не тупите.

Вот то что мы сейчас делаем с преподавателями — это возможность которую я бы не стал пропускать. Потому что за какие-то символические 7000 рублей вы получаете возможность реально свою жизнь изменить за счет того что у вас будет ваш личный куратор который будет поддерживать вас на этом пути. Это как раз то что помогает, как у меня с тренировками – я про это на днях делился – я вижу эти петли TRX (прям сейчас они висят), и я знаю что с ними надо делать. Я знаю как надо тренироваться. Но я этого не делаю! Мне не хватает на это ресурса воли, мне не хватает на это дисциплины. Потому что я трачу это на какие-то другие приоритетные для меня задачи. Мне нужен тренер для того чтобы он просто был рядом. Это так забавно!

Вот позавчера мы занимались с тренером. Тренер-любитель. Честно. Между нами. Он просто любит спорт, он просто такой весь на спорте, но – не профессионал. Более того он не вдупляет что с этими петлями TRX делать – он сам на них не тренируется. Вот он приезжает, и я ему говорю: «Короче, мы сегодня будем тренироваться на этих петлях. Мы сейчас будем делать» – я говорю тренеру – «мы сейчас будем делать сет. Давай сделаем вот это упражнение, вот это, вот это, вот это так, чтобы включить все тело», на что тренер такой: «Ну давай. Кажется, ты сам знаешь что надо делать». Я говорю: «Ну да, я сам знаю что надо делать, но почему-то не делаю. Мне нужен кто-то чтобы просто был рядом. Давай ты просто будешь время засекать». Ну конечно он что-то мне подсказал – какие-то тонкости, какие-то нюансы. Но правда в том что мне нужен был тренер исключительно чтобы быть не одному в этой практике, чтобы с кем-то это разделить, чтобы ну кто-то смотрел на меня. В общем, чтобы кому-то кроме меня было не все равно. Ну то есть мне не все равно, но мне не хватает воли, и вот появляется какой-то человек которому тоже не все равно. Появляется какая-то отчетность. Вот куратор – это как раз об этом.

Да, он не будет за вас делать практику. Он не будет медитировать за вас. Дайте без вот этих вот ожиданий что появляется куратор и ваша жизнь меняется. Да не меняется. Просто вы начинаете более ответственно относиться к практике. Появляется какой-то человек кому вы каждое утро отправляете селфи и просто говорите: «Я сегодня помедитировал». Вы увидите что вы все чаще будете медитировать чем динамить потому что ну вам же селфи надо отправить. В общем появляется какая-то фигура которой не все равно и вы начинаете реально практиковать.

Вот обратите внимание, это реалити-шоу, которое сейчас уже заканчивается в Телеграм-канале, – никто, ни один из 5-ти участников не слился, что для меня на самом деле – очень крутой инсайт. Потому что изначально когда вся эта история началась и я делился со своей командой что «Блин, ребят, ну я даже не знаю… семь дней… может быть 5 сделаем?» – потому что я знаю людей, я знаю их психологию – я уже 10 лет преподаю медитацию; я знаю это – «начать за здравие, закончить за упокой» – все на вдохновении проходят первый урок, им нравится, но до второго половина уже не доходит. Почему? Ну вот потому что люди раздолбаи. Ленивые и не включенные. Предают себя. Потому что себя не любят – мы про это вначале говорили.

Я прямо так и говорю команде: «Давайте может быть 5 дней? Ну потому что люди сольются» – я боялся что люди сольются, что реалити в итоге не состоится, потому что ну все задинамят. Вы только посмотрите: уже 6-й день, и никто не слился. Вот в этом сила куратора. А никто не слился потому что есть наставник, есть куратор. Куда ты сольешься? Ну как-то неловко, как-то стыдно. Если тренер к тебе уже пришел и вот он ходит по террасе, ну даже если ты очень ленив, даже если ты сегодня хотел слиться, ну ты не сольешься потому что человек ждет, он уже пришел.

На первых порах можно и нужно использовать энергию другого человека. Вот прямо использовать другого человека для того чтобы черпать дополнительный внешний импульс. Конечно же всю жизнь на этом внешнем импульсе ты не продержишься. Поэтому та задача которую мы ставим – которую в целом я ставил при создании курса «Просто продолжи» – просто продолжи этот курс которым я по-настоящему горжусь. Это то чем я занимался всю зиму когда жил на Бали. Я записывал этот курс. Этот курс я записывал уже имея за плечами много лет преподавания и много лет личной практики, понимая, как надо выстраивать занятия так чтобы было интересно, так чтобы люди держались, так чтобы порционно давать материал – и теорию и практику. Без лишней скромности: я не знаю на русском языке другого курса который был бы настолько качественный, настолько фундаментальный, настолько выверенный методологией. Я такого курса не знаю.

оэтому курс – когда я его создавал – намерение которое за этим стояло: «Я хочу чтобы благодаря этому курсу человек пришел к самостоятельной, автономной практике» – ну то есть не завязывать его на себя, чтобы он постоянно на каких-то моих уроках, на моих медитациях. Нет. Чтобы он перешел к самостоятельной практике. Вот за этот месяц регулярных занятий практика медитации должна – и она станет – вашей регулярной привычкой. В целом такое зрелое отношение к практике – это отношение без какой-то гиперважности.

Я практикую уже шестой год каждый день и я не делаю из этого какого-то большого дела. Ну то есть это знаете есть такие вегетарианцы которые стали вегетарианцами 3 недели назад и у них глаза горят, у них на лбу написано: «Веган уже 2 недели» – для них это очень важно. Вот они с кем ни начнут говорить, на любую тему, они все сведут в итоге на какую-нибудь свою сырую морковку и будут рассказывать что они веганы и как давно. Ну они прям в статусе пишут «я уже пятую неделю сыроед». Да, блин, ребят, попуститесь. Какая нафиг разница что вы едите? Это вообще неважно. А есть такие вегетарианцы которые вегетарианцы 10 лет. Честно говоря они уже забыли что они вегетарианцы. Они не делают из этого какой-то важности – просто они чего-то не едят. Они с этим флагом не ходят и не размахивают.

Смотрите, настоящая зрелость в практике — это когда вы просто медитируете утром. Вы не пишете у себя в статусе «я медитирую уже третий день подряд». Да нет. Вы просто медитируете.

В нашей жизни в итоге на долгой дистанции остается лишь то что мы искренне любим

Мне очень нравится эта метафора что «практика медитации — это просто ежедневная необходимая гигиена для ума, также как почистить зубы». Вот вы сегодня чистили зубы? Я надеюсь что да. Вы себя как-то мотивировали особенно на эту технику? Вы себя заставляли делать? У вас была дилемма: почистить зубы или не почистить? Почистить утром или почистить сегодня вечером когда у меня появится время? Да нет. Все гораздо проще: вы просто берете блин и чистите свои зубы. Вот вопрос вам на засыпку: вы любите эту практику? Вот сама практика, сам процесс вам нравится или вам скорее нравится то состояние – во рту – свежести, приятности, чистоты после того как вы сделали эту практику? Вот прямо подумайте. Не спешите, не торопитесь с ответом. Вам сама практика – когда у вас какая-то штука во рту и вы рукой туда-сюда двигаете – вам эта практика нравится? Наслаждение доставляет? Или вам состояние после нравится?

Вот что я хочу донести? Часто люди пытаются привнести практику медитации в свою жизнь, и у них это не получается потому что они не могут понять – в нашей жизни в итоге на долгой дистанции остается лишь то что мы искренне любим.

Ну смотрите, мы все прекрасно знаем что есть какая-то полезная еда. Говорят что очень полезно есть сырые салаты из тертой свеклы, моркови и капусты. Салат «Метелка». Очень полезно, но вообще не вкусно. Ну по крайней мере мне не вкусно. Я понимаю что в режиме какого-то оздоровления временного, в режиме детокса, в режиме когда вот прям 2 недели надо потерпеть – я могу это делать. Но я никогда не буду есть «Метелку» каждый день до конца своей жизни. Почему? Потому что мне это не нравится. Но я не заставляю себя по утрам пить Пуэр потому что мне нравится пить Пуэр: мне нравится вкус, мне нравится состояние, мне нравится сам процесс. Это что-то что мне не надо делать на каких-то усилиях воли. То же самое с практикой медитации.

Первое чему мы учимся – мы учимся отслеживать какое состояние у нас возникает после практики медитации. И мы учимся ценить это состояние. Мы учимся замечать что состояние меняется и нам нравится как оно меняется. Мы должны влюбиться в это состояние, ясности, чистоты, спокойствия, уравновешенности, центрированности, объема внимания, объемного восприятия. Вот это состояние должно для нас стать вкусным и притягательным – таким же как состояние свежести и чистоты во рту. Тогда… вот сейчас в год я может быть раз десять пропускаю практику медитации. Ну по разным причинам. Чаще всего причины 2: либо какие-то долгие путешествия, либо много раджеса. Вот много этого: «Надо делать. Встречи. Работа. Суета» – ну раджеса просто много.

Каждый раз когда я пропускаю практику, я чувствую что я себя чего-то лишил. Это похоже на то как вы сегодня по какой-то причине забыли-ли или еще как-то – форс-мажор – вы зубы не почистили. Это день который ты начал неправильно: когда ты не почистил зубы, когда ты не принял душ, и куда-то там оделся весь потный, липкий, и пошел. Да, так тоже можно жить но вот вопрос: «А зачем?». Ну ты же знаешь что можно по-другому свой день начинать. Ты знаешь что в этом много кайфа – быть свежим и чистым. Вот такое же отношение к медитации.

Я сейчас практикую медитацию потому что блин ну я не хочу себя обламывать. Я себя люблю. Я не хочу отказываться от Пуэра потому что мне нравится этот напиток, мне нравится как он влияет на какие-то процессы в моем теле. Я не хочу отказываться от продышек потому что это дает очень кайфовое внутреннее состояние, свежесть, энергию, жизнерадостность, ясность. Я не хочу отказываться от медитации потому что это дает мне вот это очень красивое внутреннее состояние. Почему? Ради чего я должен от этого отказываться? Понимаете?

Совершенно другая парадигма. То есть это не так что «заставить себя сегодня медитировать», а это так что «Да я не хочу такую жизнь, в которой у меня не хватает времени на практику! Нафига мне такая жизнь?». Что-то надо в своей жизни менять если нету времени на практику.

Но дойти туда — это финальная задача. Потому что когда вы уже влюблены – и в процесс, и в результат, и в состояние – ну вам уже никто не нужен. Вам не нужен ни преподаватель, ни тренер, ни какие-то уроки. Вы – сами себе мастер. И это – финальная цель. Это то куда я бы хотел чтобы вы пришли, и вы туда можете прийти уже через полтора месяца.

Но первая пора — это пора, в которой вам нужна поддержка. Честность с собой – признаться: «Мне нужна поддержка». Я прошел это с тренировками. У каждого есть какие-то свои не проработки, какие-то свои сферы жизни где вот прям нужна поддержка. Я вот прям чувствую, я не могу себя заставить тренироваться, но я знаю что мне это надо, я знаю, что когда я не тренируюсь, я себя передаю. Ну блин я не могу себя заставить. Вот честность — это в том чтобы себе признаться: «Мне нужна поддержка». Это не делает вас плохим человеком – что вам нужна поддержка — это просто честность с собой: «Мне нужна поддержка». В этом мире есть много возможностей дать эту поддержку, найти эту поддержку, обрести поддержку.

Одна из возможностей в медитации – это у вас появляется свой персональный куратор. Это человек который вам дает поддержку. Я говорил что мое намерение на этот поток – бескорыстное намерение. Ну то есть главное что мной движет – это поддержать моих молодых преподавателей. Меня очень вдохновляет поток Тичерс-курса. Я вижу что то что я провожу – это по-настоящему что-то ценное и масштабное. Вот прямо рождаются новые преподаватели которые будут нести в мир масштабную осознанность, медитацию и эти ценности которые мне очень близки. Я хочу воспитать действительно профессионалов. Все лето для своих преподавателей создаю какие-то классные возможности, то «Ребята, давайте будем проводить занятия в парках» – и может быть вы как раз приходили на такие занятия к моим преподавателям; или «Ребята, давайте мы еще что-то устроим». Вот сейчас я им говорю: «Ребят, давайте… я хочу дать вам опыт живого взаимодействия и курирования начинающего студента».

То что мной движет – я хочу чтобы у каждого из моих кураторов был подопечный. Хотя бы один. Чтобы у каждого была возможность поработать индивидуально со студентом. Конечно же это крутая возможность для вас, потому что где это видано чтобы за 7 000 вы получили лучший в этой стране курс по медитации, рассчитанный на пару месяцев освоения и приятным бонусом еще получили куратора своего который будет вас подбадривать? Я честно вам могу сказать что ну такого не будет больше потому что с точки зрения бизнеса что-то здесь не так, что-то здесь неправильно.

Но опять, именно в этом запуске, в этом потоке мной движет не какая-то бизнесовая история а просто мне хочется чтобы красиво все произошло, чтобы мои преподаватели получили этот опыт. Вы можете в это вписаться. Вот уже во вторник мы эту лавочку прикроем и дальше занятия с куратором будет стоить на десяточку подороже – 17 700 как это на мой взгляд и абсолютно правильно. Это правильно что занятия с куратором должны стоить дороже. Что вы должны этот ценить и вы должны за это больше платить. Кураторы уже будут получать часть этих денег. Но вот сейчас считайте что подарок для вас.

Это вот как мы сейчас проводим ретриты в нашем центре: приезжает группа людей, есть расписание и есть эта групповая энергия (групповые медитации). Часто у людей на таких ретритах возникает внутреннее ощущение что по большому-то счету я медитирую за компанию. Вот компания хорошая. Надо пойти ребят поддержать – сейчас групповая медитация «пойду ребят поддержу».

Я был на таких ретритах и как-то я привык к тому что всегда группа есть какая-то, чувство общности какое-то, сопричастности. Потом я поехал на очень странный ретрит. Это был единственный ретрит, с которого я сбежал. Ну сбежал я по другой причине – может как-нибудь расскажу. Это было так странно. То есть там вообще не было никакой группы. Каждый сам за себя. Тебе дают просто комнату. Тебе говорят: «О’кей, вот твоя комната. Ты сам себе назначаешь расписание – по какому ты будешь практиковать. Мы советуем тебе вставать в 4:00 утра и дальше до 9 вечера практиковать по часу (час – сидячая медитация, час – ходячая). Но ты сам смотри». Я такой «Так-так-так. А встречи какие-то?» – «У тебя один раз в день встреча на 15 минут с учителем. Других встреч нет. Групповых лекций нет. Никаких групповых активностей нет». Я прифигел.

Ну то есть я пошел в свою комнату и у меня уже начался ретрит. Вот я сижу и сам с собой говорю: «За мной никто не смотрит. Меня никто не контролирует». Я тогда впервые осознал: «Игорь, а кому надо чтобы ты медитировал? Кому это надо это надо? Это надо учителю? Да учителю пофигу. Ну то есть реально пофигу». Когда ко мне приезжают люди на ретрит, я тоже вижу эту постоянную попытку перенести ответственность на фигуру преподавателя. Ну то есть это наверное Игорю сильно надо чтобы мы тут медитировали. Да мне не надо! Мне надо чтобы я по утрам медитировал, и я за этим очень четко слежу. Сегодня я свои 45 минут помедитировал потому что это мне не надо. Мне не надо чтобы вы медитировали в конечном итоге – ну это ваша жизнь. Я тут в спасателя играть не буду. Это ваша жизнь. Это вам надо.

Вот тогда я впервые осознал что если мне это не надо, это вообще никому не надо. Кого я здесь пытаюсь обманывать? Я тогда прямо начал херачить: я просыпался в 4:00 утра, я вообще себе не давал ни минуты на какое-то праздное залипалово. То есть я просыпаюсь 4:00 утра, в 4:30 у меня начинается медитация – ходячая медитация/сидячая медитация, ходячая/сидячая. Ну то есть я тогда впервые осознал что вообще-то это надо мне. Вот это привело к какой-то зрелости внутренней, когда… ну я сейчас понимаю что а меня никто не заставляет медитировать. Меня никто не контролирует. Я могу не медитировать но я это делаю потому что это мне надо. Потому что это меня в жизни поддерживает.

Практика медитации — это практика подготовки себя к тем ситуациям когда все будет разваливаться, идти не по плану, когда будут возникать какие-то на ровном месте проблемы, испытания. Чаще всего мы к этому не готовы. Чаще всего мы к этому не готовы. Наш ум не тренированный. Наш ум нестабильный. Наша психика разболтанная, расшатанная.

Просто когда наше тело разболтанное – мы это видим в зеркало. Когда наш ум разболтанный – мы это в зеркало не видим, но мы это чувствуем. Мы чувствуем какие мы неустойчивые – внутренне неустойчивые, нестабильные, психованные, раздражительные. Когда в жизни что-то происходит — это оказывается финальной каплей. Нас уводит в пучину депрессии, в пучину… ну то есть мы были не готовы соприкоснуться с какой-то сложностью в нашей жизни. Я хорошо знаю это по своему опыту.

ет 5 назад – 6 уже – Наташа мне говорит: «Игорь, я встретила другого мужчину. Я в него влюбилась и я поняла что я тебя не люблю. Я хочу быть с ним и не хочу быть с тобой. Давай расстанемся». Как бы вы приняли вот такую новость от вашего любимого человека? Куда бы вас это направило? Может быть вы бы пошли и начали бы пить. Или какие-то вещества принимать. Вниз пошли бы, в какие-то зависимости, в компьютерные игры. Может быть вы ушли бы в агрессию, в желание убивать, резать, мстить.

К счастью я к тому времени был достаточно уже тренированный и для меня… в моей жизни… я про это стараюсь не рассказывать, но в моей жизни постоянно происходят какие-то сложности. Вот прямо сейчас в моем проекте есть сложности – может я как-нибудь про них расскажу. Неприятная ситуация происходит. Она мне не нравится. Возможно если бы в вашей жизни такое происходило, вы бы уже в дурдоме оказались. Ну я вот пока не в дурдоме, как-то справляюсь.

Когда это произошло, я начал усиленно практиковать медитацию. Я начал медитировать – если обычно я медитировал полчасика в день – по часу, по полтора часа. Я знал что уже надо делать. Это очень важно. Когда что-то пытается выбить вас из колеи, у вас уже должна быть очень сформированное, тренированное направление куда вы идете когда становится сложно и плохо. Вот это очень глубокая на самом деле идея. Вот смотрите, человек может быть очень вроде бы хорошим, позитивным, жизнерадостным, но в его жизни какая-то жопа произошла – простите за мой французский – а он к этому не готов и у него нет прибежища.

Вот это на духовном языке означает «прибежище» – куда ты идешь когда все пошло не по плану, когда все стало плохо. Чаще всего люди в бутылку идут. Они идут в бутылку. Они пытаются просто заглушить эту боль которая возникла. Либо они по бабам идут. Либо они еще куда-то идут – в наркотики идут. Когда вы тренировали свой ум – вы знаете куда вам надо идти. Вам надо идти сейчас в интенсивную практику, в двухчасовую медитацию. Вам надо идти на ретрит. Вы знаете где вы получаете поддержку. И для этого конечно же формировать привычку надо как раз тогда когда у вас все хорошо. Потому что когда у вас все плохо что-то мне подсказывает что и с медитацией у вас все будет плохо.

Когда в жизни все хорошо – надо практиковать медитацию. Когда в жизни стало все плохо – надо в два раза больше медитировать. Но для того чтобы в два раза больше медитировать надо на этой практике утвердиться, когда было все еще не так плохо.

Ну что же, друзья, благодарю вас за внимание и жду вас на этой программе. Искренне надеюсь что вы проявите к себе уважение, дружбу и сострадание, и примите решение которое будет не на словах а на деле означать любовь к себе – вот то с чего мы начали. Любить себя — это не жалеть себя. Любить себя — это не есть на ночь и практиковать утром медитацию, хотя хочется делать ровно наоборот.

Всех благ. Благодарю!

Читать далее

Смотреть все