Випассана простыми словами

Випассана простыми словами

Безмерное блаженство – осознать: нет счастья в этом мире. Практика Випассана – она не про то, чтобы что-то интеллектуально понять, послушать умную лекцию, почитать умную книгу, и все понять – так не работает. Тема она не простая и похоже так задумано. Если бы она была такая простая мы бы с вами не рождались из одной жизни в другую и не тусовались бы в этой сансаре тысячелетиями.

Реально не прошлое. Реальны мысли о прошлом которые происходят сейчас. И путь медитации — это для таких интеллектуалов-скептиков которые хотят на своем опыте, на своей шкуре докопаться до самой сути.

Випассана говорит, что все ответы внутри. Знаете почему? Потому что никакого «вовне» не существует.

Что такое випассана

Сегодня я хочу с вами поговорить про Випассану. Возможно, многие из вас слышали это слово. Может быть, слышали неоднократно. Чаще всего я замечаю, что да, слово получает распространение, но очень редко кто может внятно объяснить, а что такое Випассана, о чем эта практика?

Чаще всего под Випассаной имеется ввиду ретрит – когда люди на 10 дней куда-то едут, аскетируют, рано встают, что-то практикуют, молчат, мало кушают. А в чем практика-то? О чем это?

Это не новичковый уровень разговора о медитации. Обычно принято говорить про медитацию в контексте насколько это полезная практика, как она во всем помогает – хорошее развивает, все плохое – нивелирует, ученые доказали и прочее. Она успокаивает ум и так далее. Мы сегодня пойдем в глубину. Мы поговорим про глубокий – я бы даже сказал «духовный» – трансформационный потенциал этой практики.

Те материи, о которых пойдет речь, – они сложны для восприятия, особенно когда вы слышите это в первый раз. И моя задача – постараться об этом рассказать простым языком, насколько у меня это получится. Но по своему опыту могу сказать, что что-то про практику молчания Випассану я начал понимать, когда у меня уже за плечами был десяток ретритов – и может быть не один – и несколько лет практики и исследования этой темы.

Тема она не простая и похоже так задумано. Если бы она была такая простая мы бы с вами не рождались из одной жизни в другую и не тусовались бы в этой сансаре тысячелетиями.

Что такое випассана простыми словами

Окей, с места в карьер: Випассана – такое необычное слово. Иногда люди думают, что это как-то связано с VIPом — это какая-то асана для очень влиятельных людей. Но на самом деле слово «Випассана» — это язык пали. Это древний язык, ровесник санскрита, из Индии. И у этого слова Випассана есть вполне конкретный перевод. «Пасана» означает «видеть», а приставка «ви» в начале — это что-то что можно перевести как «видеть ясно», «видеть в улучшенном виде». И принятый перевод этого слова – «видеть вещи ясно, видеть вещи такими, как они есть» – и возможно вы слышали этот перевод. И многих он вводит в ступор, потому что… в каком смысле «видеть вещи ясно»? Вот, например мне: у меня хорошее оптическое зрение, я не ношу очки – что я такого должен увидеть? Я и так хорошо вижу.

Речь здесь конечно же идет не о нашем обычном зрении, не о наших глазах и том, как они видят. Но о том, как мы своим духовным зрением – если хотите – воспринимаем этот мир, жизнь и самого себя.

Что мы в итоге должны увидеть? Мы должны увидеть несколько вещей которые развиваются – прямо прогрессия. В традициях Випассаны выделяется 16 классических инсайтов — это то, что человек проходит по мере практики. И для того, чтобы эти инсайты человек получал, нужна интенсивная практика. То есть это не так что 15 минут в день ты медитируешь, и у тебя просветление разворачивается. Нет. Как раз ради этих инсайтов люди уходят на несколько месяцев в ретриты, в монастыри, в заточении. Я сам проходил порядка 30, наверное, уже ретритов за свои годы. Последние годы я ретриты провожу.

Что мы в итоге должны увидеть благодаря этой практике? 1 – с чего все начинается – и это как раз первый инсайт Випассаны – мы довольно сильно меняем точку сборки, наш взгляд на, казалось бы, привычный мир.

Медитация говорит, что есть два уровня – если хотите – два слоя реальности которые сосуществуют параллельно друг с другом. Чем-то это похоже на открытие, которое было сделано в исследовании материального мира – физика. Все мы помним уроки по физике в школе. Есть физика классическая – физика предметов. Есть какие-то предметы – чашка чая – у нее есть какой-то вес. Если я ее отпущу, мы все догадываемся чем это закончится. Есть ускорение, есть масса. Есть какие-то законы, которые управляют этим материальным миром. И если вспомните, в школе мы решали задачки в духе «из точки А выдвинулся поезд в точку В, он едет с такой-то скоростью, ему навстречу/когда они встретятся…». Есть законы. Эти законы исследованы и в целом мы можем описать законы, по которым существует этот материальный мир. До тех пор, пока не была открыта квантовая физика.

Вдруг оказалось, что если взять любой предмет материального мира и вглядеться в него очень внимательно под сверхмощными микроскопами, то мы увидим, что любой предмет материального мира состоит из мельчайших частиц, которые в свою очередь состоят из другого уровня мельчайших частиц. И, кажется, ученые до сих пор так и не докопались до самой глубинной сути из чего же все состоит на самом деле. Но то, до чего они докопались на данный момент – уже ставят под сомнение все наше понимание, все наше представление об этом мире.

Как вам такое, что этот чайничек состоит из каких-то мельчайших частиц, которые не подчиняются законам классической физики? Частицы, которые ведут себя странно, между нами. Иногда они себя ведут как волны. Причем последние исследования квантовой физики говорят, что поведение частиц зависит от того, наблюдают за ними или нет. Как вам такое, что, когда я смотрю на этот чайник, частицы внутри начинают как-то по-другому себя вести? И по большому счету эти частицы занимают лишь малый процент, а все остальное — это некая потенциальная латентная энергия. Или пустота.

Что вообще происходит: это чайник или не чайник? — это хороший вопрос на размышление: а какая из этих реальностей более реальна: та которую мы видим своими глазами или то, что видят ученые в свои микроскопы? Ученые говорят что-то, что они видят в микроскопы, потому что человеческий глаз несовершенен. Несовершенны устройства для познания мира. Ведь действительно мы своими глазами далеко не все можем воспринимать то, что ученые доказали. Простой пример: мы не видим какие-то частоты, излучения. Мы не видим инфракрасные, мы не видим ультрафиолет, но он есть. И ученые знают, что это есть. Но мы это не видим своими глазами. И это метафора того какое открытие нас приглашает сделать практика глубокого расслабления випассана.

Мы начинаем видеть, что параллельно с тем миром, к которому мы так привыкли есть еще один слой реальности, который на самом деле был всегда и это что-то настолько простое как рыба не чувствует воду, в которой она всю жизнь плавает. Также и мы не воспринимаем эту реальность пока мы, благодаря практике, ее не обнаруживаем. И это первое открытие, которое делает человек на пути практики Випассаны.

Одно из открытий на пути практики випассаны сатипаттхана

В двух словах, что это за два слоя реальности. Есть концептуальный мир. Что такое концептуальный мир? Это мир, собственно, в котором, как нам кажется, мы живем. Это мир вещей, людей, перемещений в пространствах. Есть какие-то места – вы сейчас дома, вы ходите на работу. Это мир прошлого и будущего. Конечно же у вас было прошлое. Вы родились в этой семье, в таком-то месте, в такой-то стране, в такую-то историческую эпоху. Конечно же у каждого из нас есть будущее. Мы все планируем кем-то стать, кем-то быть, чего-то достичь в этой жизни. Есть какие-то взаимоотношения с другими людьми: жена, дети, муж, работа, коллеги. У вас есть какие-то вещи: машина, телефон и т.д. И, кажется, я сейчас говорю какую-то абсолютную банальность – «Игорь, ну мы в 8 часов вечера будем слушать про то, что и так вполне очевидно и понятно?!».

Концептуальный мир не нуждается в каких-то особых представлениях. Это то каким мы воспринимаем эту жизнь и себя в ней до момента пока мы не начали практиковать. И, как нам кажется, мир есть такой. Что здесь непонятного? «Я уже живу 30 лет, я все видал. Все понятно. Все предельно просто».

Практика Випассаны – она не про то, чтобы что-то интеллектуально понять – послушать умную лекцию, почитать умную книгу и все понять – так не работает. Сколько книг мы уже прочитали и не так уж сильно это на нас повлияло на самом деле. И это не про то, чтобы во что-то поверить.

Практику випассаны так же называют “инсайт-медитация”


Одна из причин почему я сам в свое время – лет уже больше 10 назад – прямо плотно увлекся темой медитации – я был скептик по натуре, эти все аргументы в духе «в святых писаниях написано так, и ты должен в это верить» – они меня не сильно-то привлекали. Я хочу убедиться, что это действительно так. И путь медитации это для таких интеллектуалов-скептиков которые хотят на своем опыте, на своей шкуре докопаться до самой сути.

Смысл в том, чтобы это стало частью нашей жизни и нашим внутренним опытом. И именно поэтому практику Випассаны часто еще в западном мире называют «инсайт-медитация» – может быть вы это слышали.

Инсайт — это озарение. Это что-то что противоположно интеллектуальному пониманию. Это как вспышка озарения, либо как внутреннее интуитивное знание. Если вы пришли в зоопарк и увидели зебру, вам не надо интеллектуально понимать, что это зебра, вот это полосочки – вы просто видите: зебра и у нее есть полосочки. Это что-то что вы просто видите.

Что мы можем увидеть благодаря практике випассаны?


Что же мы можем увидеть благодаря практике Випассаны? Мы начинаем открывать существование еще одного слоя реальности. И эту реальность называют «базовая реальность переживаний» – что сейчас, наверное, прозвучало довольно абстрактно, академично и непонятно, но я сейчас объясню. Медитация говорит, что у человека есть органы чувств. Тоже мне большое открытие: мы и так знаем, что у нас есть органы чувств! Но мы знаем про существование только 5-ти:
  • у нас есть глаза, и они видят,
  • у нас есть уши, и они слышат,
  • у нас есть нос – он обоняет,
  • у нас есть рот – он воспринимает вкус,
  • и у нас есть тело, через которое мы можем испытывать различные физические тактильные ощущения.

  И медитация говорит, что да, но есть кое-что еще – есть еще один орган чувств. И это не про мистическое шестое чувство. Нет. Шестой орган чувств — это наш ум. У нас есть глаза и через эти глаза мы можем видеть огромное, неограниченное количество предметов, форм, цветов, текстур. Согласитесь, в этом мире огромное количество самых разных предметов, на которые могут быть направлены наши глаза. Приятные/неприятные, красивые/уродливые – и так далее – яркие/тусклые. Но каждый раз, когда мы что-то видим это орган зрения работает.

Так вот давайте представим, что точно также на самом деле с нашим умом – есть бессчетное количество мыслей, идей, воспоминаний, эмоции, беспокойств, страхов, чувств, которые все проходят через наш ум. И медитация довольно радикально заявляет, что человек не знает об этом мире ничего за пределами своих шести органов чувств. И это на самом деле довольно серьезное заявление. Вдумайтесь в это. Нам кажется, что мы знаем про этот мир очень многое. Нам кажется, что мы в принципе познали эту реальность, этот мир. Но если мы присмотримся, то… а через что мы познаем этот мир? Да, мы смотрим в телескоп, но чем мы смотрим в телескоп на эти звезды, на космос? Глазами – не так ли?

Да, мы смотрим в микроскоп – но чем мы смотрим в микроскоп? – опять же, глазами. Мы пытаемся понять как все это устроено – но чем мы пытаемся это понять? Своим умом – разве нет? Вы можете про это поразмышлять в свободное время, и вы увидите, что действительно это так. Все что мы знаем об этом мире самого рождения – все сводится к работе этих шести органов чувств.

Что такое базовая или предельная реальность переживаний? Вся практика Випассаны сводится к тому, что мы исследуем настоящий момент.

В целом я думаю – если вы знакомы с медитацией – то вы знаете, что медитация это про присутствие в настоящем моменте. Но отличие практики Випассаны в том, что мы не просто присутствуем в настоящем моменте – мы активно исследуем из каких кирпичиков строится эта реальность? И по мере нашей практики, исследований выясняется, что действительно есть набор кирпичиков – похоже на детскую игру Лего. Есть кирпичики вот такой формы, вот такой, вот такого цвета и из этого ограниченного количества кирпичиков можно слепить неограниченное количество каких-то форм.

Точно также есть ограниченное количество кирпичиков, из которых ткется наше восприятие жизни в настоящем моменте. И эта «валюта» – из чего все ткется — это переживание. Что такое переживание? Мы сегодня с вами сделаем медитацию, которая поможет сонастроиться с этой предельной реальностью переживаний.

Но если кратко – о чем это? У нас есть 6 органов чувств и чаще всего – а точнее постоянно – мы поглощены содержимым вот этого чувственного опыта. Например, к нам приходят какие-то мысли, и мы начинаем думать эти мысли, и запускается цепная реакция:

  • эти мысли вызывают другие мысли, воспоминания,
  • эти воспоминания могут быть приятные или неприятные — это вызывает эмоции,
  • эти эмоции приводят к чему-то еще.

Поезд, если хотите, с вагончиками. И мы застреваем в содержимом. Мы начинаем думать эти мысли, мы начинаем быть поглощены объектом. То же самое со всеми другими органами восприятия. Мы на что-то смотрим – я сейчас смотрю на красивые дизайнерские кресла – и я смотрю: «О, какой интересный, необычный дизайн! Это, наверное, итальянский. Это, наверное, дорогое. Это наверное еще какое» – я влип. Мы часто влипаем в содержимое нашего чувственного восприятия.

И по большому счету практика Випассаны призвана сместить фокус нашего внимания с объектов на которые может быть направлены наши органы чувств на восприятие самой структуры реальности. С точки зрения структуры реальности, все что происходит – это работает тот или иной орган восприятия и не более. Вот представьте, что вы пилот самолета. И вот вы сидите. У вас есть приборная панель и на этой приборной панели у вас 6 кнопочек которые время от времени загораются каким-то светом, зеленым, например. Эти шесть органов – это эти 6 кнопочек. То зрение активируется, то слух активируется, то ум опять о чем-то думает, то в теле что-то происходит, то запах какой-то, то вкус какой-то. И эти кнопочки зажигаются и гаснут очень быстро, на самом деле.

Давайте сделаем сейчас небольшой ментальный эксперимент, чтобы вы лучше почувствовали разницу. Прямо сейчас направьте свой взгляд на что-то – на какой-то предмет в вашей комнате, который вам интересен и начните вглядываться в этот предмет пытаясь лучше его увидеть своими глазами. Обратите внимание на какие-то тонкие нюансы: на блики, на оттенки цветов, на узоры, на текстуру. И, продолжая вглядываться в этот предмет, сделайте внутреннее упражнение: осознайте, что сейчас вы на что-то смотрите, что процесс смотрения происходит. Да, вы смотрите на этот предмет, но вы знаете, что вы на него смотрите. Это очень тонко, но на самом деле это очень фундаментально.

То же самое мы можем проделать с другими органами чувств. Вот прямо сейчас прислушайтесь и уловите какой-то звук – может быть в этой комнате или где-то вдалеке. Это может быть тихий звук, это может быть громкий звук, приятный или неприятный – не имеет значения. Постарайтесь его лучше уловить. И теперь просто осознайте – процесс слышания происходит. Аудиальный канал восприятия активен.

И те из вас у кого получилось, обратите внимание: мы постоянно на что-то смотрим, мы постоянно что-то слышим, постоянно какие-то мысли в нашей голове, запахи, вкусы. И нам кажется этот мир, эта Вселенная – она невообразимо, немыслимо разнообразна. Разве нет? Мы все хотим познать этот мир, но нам кажется, что познание сводится к тому, чтобы куда-то поехать, посмотреть, как люди в Африке живут, посмотреть, что там в штатах, что там на Бали, что там в космосе. Нам кажется, что ответы на наши вопросы – они где-то вовне, и нам нужен еще более мощный микроскоп или телескоп для того, чтобы что-то понять.

Випассана говорит, что все ответы внутри


Випассана говорит, что все ответы внутри. Знаете почему? Потому что никакого «вовне» не существует – и это еще одно радикальная, дерзкая гипотеза, которую мы можем проверить в нашей практике.

Первый инсайт Випассаны — это то, что на языке пали называется «Намарупа» и буквально это переводится как «тело, ум». Что под этим имеется ввиду? На определенном уровне практики студент, практикуя Випассану, начинает очень отчетливо видеть, что все что на самом деле с ним происходит — это работа этих шести органов восприятия. Нет никакого внешнего мира как такового. Нет никакого космоса. Нет никаких путешествий в пространстве.

И возможно сейчас вы думаете: «Сегодня у нас выступает какой-то дурачок» – но я предупредил вас с самого начала что тема сегодня глубокая и сложная для понимания. Даже если про это рассказывать на каких-то очень простых метафорах. По сути, Випассана ставит под сомнение все наши привычные убеждения в отношении этого мира, себя самого и этой реальности. Ну вдумайтесь. Вот представьте: вы сегодня куда-то ехали – разве нет? – на работу, домой, и вам казалось, что вы реально куда-то едете, что происходит перемещение в пространстве. Разве нет?

Но на самом деле, когда вы куда-то ехали, что происходило на уровне переживаний? Вы на что-то смотрели – происходил процесс смотрения? Вы что-то слышали? Вы о чем-то думали? Были какие-то ощущения в теле? И вот вопрос на засыпку: а чем вы докажете, что было перемещение в пространстве? Это же все то, что происходило у вас внутри. Разве нет?

Как же всё таки практиковать випассану?

Короткая медитация випассана на 10 минут

Давайте мы сейчас сделаем короткую – минут на десять – медитацию, которая позволит нам глубже понять то, что сейчас было сказано. Потому что, прежде чем мы пойдем дальше – а поверьте есть куда пойти дальше. Этим все не ограничивается, этим все только начинается. Нам нужно как-то лучше уяснить что такое переживание. Потому что опять же валюта Випассаны это переживание.

Сядьте пожалуйста так, чтобы вы смогли минут 10 посидеть и вам было комфортно. Поза не имеет значения – это может быть просто расслабленное положение на диване или на стуле. Будет здорово чтобы вы спину старались держать как-то более прямой и не уснуть. В целом будьте расслаблены.

Руки вы можете отпустить просто на бедра. Проверьте, не зажимаете ли шею. 

Випассана учит нас воспринимать этот мир через призму переживаний. И опять же это не какая-то догма, которую надо принять или поверить, или понять — это что-то что мы естественным образом начинаем видеть по мере честной, усердной практики медитации в этой технике. Мы просто начинаем сонастраиваться с этой базовой реальностью.

Почему она называется базовая? Потому что это то что всегда происходит. С нами всегда происходят эти переживания. Но когда мы где-то там в наших мыслях – в прошлом/в будущем, когда мы невнимательны к тому, что происходит сейчас, мы просто не замечаем.

Концептуальный мир – я куда-то поехал, что-то со мной случилось, а у меня есть на эту тему мнение, вы не правы, а вот это, а скоро отпуск – это некие ментальные конструкции, которые мы строим на фундаменте базовых переживаний. Простой пример, как это бывает: мы что-то увидели или что-то услышали — вот я услышал лай собаки и что произошло на уровне предельной реальности? Это было переживание слышания которое началось и закончилось. Сколько длится лай собаки? Если вы будете внимательны, то это длится меньше, чем 1 секунду – может быть миллисекунда – началось, закончилось. И внимательный ум, тренированный ум – он способен каждое переживание воспринимать очень трезво: вот что-то началось и вот оно закончилось. Но нетренированный ум – он так не умеет. Нетренированный ум – его каждое переживание способно отправить в какое-то длительное внутреннее ментальное путешествие – трип, если хотите.

Вот, я услышал лай собаки, и я вспомнил что в детстве меня покусала собака, и я не люблю собак, и я боюсь собак, и эта собака – она опасна или не опасна? – я же надеюсь, что они не отпускают ее без поводка, что на ней есть намордник; что вообще за люди держат собак в городе? Это разве экологично? – или какая-то другая история: у меня есть своя любимая собака, и она недавно умерла, и этот лай собаки провоцирует эти воспоминания, ассоциации; мою собаку звали так-то, я так любил свою собаку, ах почему она умерла? – понимаете? И это то, что с нами постоянно происходит. Мы постоянно в каких-то грезах.

Медитация говорит, что, когда человек не сонастроен с базовой реальностью, с тем, что реально происходит сейчас – он живет в опьянении. Даже если он ничего не принимал и не пил он живет в опьянении, потому что его внимание в концепциях, в каких-то проекциях, в том, чего нет на самом деле. Это простой критерий – в чем разница между реальностью и вымыслом? – галлюцинацией, если хотите.

Вот представьте, я сейчас начинаю думать про то, что однажды, когда я стану богатым и известным, я куплю себе красную Ferrari; и я буду путешествовать по Калифорнии, со мной будут три красивых девушки; и мы куда-то мчим вдаль в лучах заката – вот что это образ? Как вы считаете? Почему это что-то нереальное? В чем разница между реальностью и реальностью — это на самом деле фундаментальный вопрос.

Реальность, это то, что мы переживаем

Медитация говорит, что реальность — это то, что мы переживаем. Это то, что мы переживаем. И я сейчас не переживаю опыт введения красной Ferrari, в Калифорнии, с тремя девушками – я переживаю что-то другое. Я переживаю смотрение на эту камеру, слышание этих городских звуков, ощущения в ягодицах от соприкосновения со стулом. Я переживаю что-то совершенно другое.

Но не сказать, что это история про красную Ferrari – она абсолютно нереальна. Единственная реальность этой истории сводится к тем мыслям, которые в моем уме происходят в моменте «сейчас». Это еще одна такая серьезная точка сдвига нашего восприятия. Мы верим, что было прошлое и мы верим – надеемся иногда – что будет будущее.

С точки зрения предельной реальности, прошлого и будущего не существует. Есть только одно измерение и это измерение бесконечного сейчас. С точки зрения предельной реальности, жизнь выглядит примерно так: сейчас. Сейчас. Сейчас. Сейчас. Сейчас – и так бесконечно.

Что такое прошлое? Прошлое – это наши мысли о прошлом, разве нет? Это наши воспоминания. Мы вспоминаем нашу семью, наш родительский дом, что мы делали, что с нами делали, куда мы ездили. Но все эти воспоминания — это мысли, разве нет? А когда происходят эти мысли? Они происходят сейчас. И медитация говорит, что вся реальность прошлого сводится к тем мыслям, которые мы думаем сейчас.

Реально не прошлое. Реальны мысли о прошлом которые всегда происходят сейчас. И вот вопрос на засыпку: а что происходит с нашим прошлым, когда мы о нем не думаем? Ну представьте: вы не думаете о своем прошлом. Куда оно девается? Оно исчезает вместе с тем, как мы перестаем о нем думать. То же самое с нашим будущим: как часто мы думаем о будущем? Мы уверены, что будет будущее? Мы точно знаем, мы уже купили билеты в следующий отпуск. Мы планируем, мы беспокоимся.

С точки зрения предельной реальности, будущее нереально, а реальны мысли, обращенные в будущее которые, когда мы переживаем, мы переживаем их – опять же – сейчас. Все что происходит, происходит сейчас. Просветление – сейчас. Не где-то там через 10 лет практики в гималайской пещере. Все происходит сейчас.

Мы начали наш разговор с того, что мы в итоге должны увидеть благодаря практике, которая буквально называется «видеть вещи ясно». И первое с чего начинается духовный путь человека в этой практике – он начинает видеть, что действительно все что с нами происходит, при ближайшем рассмотрении – помните эту метафору? – есть какие-то объекты материального мира, но при ближайшем рассмотрении все состоит из элементарных мельчайших частиц.

Вот при ближайшем рассмотрении, все что с нами происходит – это вспышки переживаний. Я говорю «вспышки», потому что это что-то что происходит очень быстро. И, точно так же как мы не можем своим нетренированным человеческим взглядом увидеть атомы, электроны – ну не можем, для этого нужны приборы — вот точно также нетренированный ум человека не в состоянии расщепить концептуальную реальность на эти вспышки переживаний. Именно для этого люди практикуют эту технику усердно годами – для того, чтобы должным образом натренировать свой ум, превратить свой ум в очень мощную машину исследования.

И это похоже – я люблю приводить такую метафору – представьте, вы пришли в кинотеатр, и вы смотрите фильм; если это хороший фильм – вы начинаете отождествляться с тем, что происходит на экране; если это комедия – вы смеетесь, если это боевик, то мы боимся, если это трагедия, то мы плачем. Нам кажется что-то, что сейчас происходит в этой киноленте – оно имеет какую-то реальность. Но если бы мы зашли… и согласитесь, наш глаз не способен это ощущение движения разбить на индивидуальные кадры. Но если бы мы зашли в кинопроекторную комнату мы бы увидели, что реальность на самом деле другая. Есть кинолента.

Что такое кинолента? Это просто лента с индивидуальными кадрами. Ну по крайней мере раньше так было. И эта кинолента с большой скоростью проносится через луч проектора, 24 кадра в секунду. Все происходит очень быстро и все это смазывается в некое ощущение движения. Но на самом деле движения не происходит – есть индивидуальные кадры. И вот примерно то же мы начинаем видеть, когда наша практика уже становится зрелой. Мы начинаем видеть, что все что с нами происходит — это на самом деле, при ближайшем рассмотрении, рассыпается на осколки переживаний.

Когда мы общаемся с другим человеком… в следующий раз, когда будете с кем-то общаться, попробуйте сделать это внимательно. Есть смотрение. Есть слышание. Есть думание – вы сейчас о чем-то своем подумали, потом вы это осознали, вы почувствовали ощущение в теле, вы посмотрели снова на человека, вы что-то услышали; какой-то запах, какая-то. Чувствуете? В концептуальном мире мы просто встретились с друзьями вечером посидеть в кафе, пообщаться. Но если бы вы были реально внимательны, вы бы увидели, что это все – разные переживания. И все эти переживания начинаются и заканчиваются. И этим все только начинается.

Следующий спектр осознаний – это исследование природы реальности настоящего момента. После того как мы уже начали видеть – опять же здесь ключевое слово «видеть», а не «понимать» и не «верить» – когда начинаем видеть, что все реально что с нами происходит — это те или иные переживания: переживания физические (что-то в теле мы чувствуем), переживания умственные (какие-то мысли, какие-то эмоции, беспокойство, страх). Мы начинаем прозревать в характеристике этих переживаний. Опять же нам кажется, что мир очень многообразный, и с нами всегда происходит что-то уникальное, чего раньше не было, и мы смотрим в будущее с надеждой, что в будущем будет чего-то, что с нами не было – что-то приятное, наверное, будет, что-то необычное.

Для того чтобы увидеть то, о чем пойдет речь, нужен определенный стаж. Но по мере того, как мы изо дня в день мы практикуем Випассану, посещаем ретриты – мы начинаем замечать что-то что опять же… ничто из этого, о чем мы говорим – никогда от нас не пряталось. Все это – не тайна мироздания, это не что-то засекреченное. Это что-то что наоборот всегда было здесь, всегда было максимально, предельно близко как вода для рыбы. Просто это – то, что мы никогда не замечали, потому что мы никогда не обращали внимания. И может быть это какая-то блестящая ирония Вселенной – спрятать все по-настоящему значимые ответы на наши вопросы там, где никто никогда не ищет. Здесь и сейчас никто не ищет – все где-то там, все в будущем или в прошлом, в своих мыслях.

Так вот когда у нас уже есть какой-то опыт, стаж исследований настоящего момента, мы начинаем видеть, что все эти переживания – они обладают некоторыми похожими универсальными характеристиками. Да, мы можем слышать самые разные звуки. Да, мы можем думать о самом разном. Бывают хорошие мысли/плохие мысли, возвышенные мысли/похотливые; бывает много мыслей, бывает мало мыслей; приятные мысли/страшные мысли. Но в конечном итоге это все просто мысли. Мы начинаем все лучше и лучше сонастраиваться с этой базовой реальностью.

И следующее — вот помните, я вначале сказал: «Есть 16 инсайтов Випассана и все эти 16 – они про 3 характеристики природы реальности». Почему их 16, а характеристик – 3? Потому что далеко не с первого раза до нас доходит. По большому счету все эти инсайты — это про все более и более глубокое проницание в эти 3 характеристики. И я думаю, что здесь будет не лишним про эти 3 характеристики кратко сказать. Опять же это продвинутая тема. Это что-то что требует определенного и опыта випассаны, практики и главное – понимания, а зачем это нужно? И в конце этой беседы, если останется время, мы поговорим и об этом тоже – а зачем? Зачем эта практика? Зачем нам все это видеть? В конечном итоге нам нравится эта жизнь, просто хочется, чтобы ум был поспокойнее.

Три характеристики — это то, что на языке пали называется Три характеристики — это то, что на языке пали называется «онича», «дукха» и «онатта». О чем это? «Онича» буквально переводится как «непостоянство». И есть несколько уровней понимания, что такое непостоянство.

В концептуальном мире тоже есть непостоянство и необязательно медитировать для того, чтобы это видеть. Это просто здесь, в этом мире. Ничто не вечно под луной. Люди стареют, машины разбиваются, все вещи рано или поздно оказываются на помойке, страны разрушаются, банки лопаются, деньги теряются и так далее. Ничто не вечно. И каждый раз, когда мы пытаемся в этом мире найти какой-то островок стабильности, безопасности, – мы на самом деле обламываемся, потому что… ну нет ничего вечного. Отношения разрываются. Даже дома рушатся. В общем нет ничего что было бы постоянно. Климат меняется.

Непостоянство в контексте Випассаны — это про другое. Это про то, что мы начинаем очень хорошо само наше восприятие непостоянное. Ну вот смотрите, я уже приводил в пример, когда мы с кем-то общаемся и внимательны при этом, то мы не общаемся с другим человеком – просто происходит набор быстро меняющих друг друга переживаний. Вот вы ведете машину: кажется, что вы ведете машину, но при ближайшем рассмотрении есть ощущение соприкосновения ладони с рулем, есть ощущение в спине, в ягодицах от соприкосновения с креслом, смотрение происходит, слышание, думание, обоняние. То есть при ближайшем рассмотрении каждый наш опыт состоит из быстро меняющих друг друга переживаний.

И на первых стадиях практики студенты учатся замечать возникновение чего-то нового, замечать, когда что-то, какое-то новое переживание возникает. Вот этот звук возник, вот эта мысль пришла, это ощущение в колене появилось – раньше не было, оно сейчас появилось. На более зрелых стадиях практики мы учимся замечать окончание/завершение. Мы учимся ясно видеть, что все что началось – оно заканчивается. И этот звук был и закончился. Мысль пришла, и она ушла. Ощущение было – изменилось, еще раз изменилось, исчезло, появилось, закончилось, Слышание возникло – закончилось. Думание пришло – закончилось. И по мере того как наш ум становится ясный и стабилизированный, в настоящем моменте мы начинаем видеть, что все происходит гораздо быстрее, в десятки раз быстрее, чем нам раньше казалось.

Очень быстро переживания возникают-исчезают, возникают-исчезают, возникают-исчезают. И непостоянство онича — это как раз о том, чтобы начать это замечать. Нет ничего постоянного в плане переживаний. Часто люди зависают на чем-то, им кажется, что: «Ой, у меня сегодня плохое настроение» или «У меня навязчивые мысли» – но это невнимательность. Если бы человек был внимателен, он бы увидел, что нет ничего чтобы длилось дольше чем секунда, чем несколько секунд. Мысль – она пришла и ушла. Если это навязчивая мысль, то это не одна и та же мысль — это разные мысли, которые приходят-уходят, приходят-уходят, приходят-уходят.

Зачем нам это видеть? Что это дает? По мере того, как мы начинаем лучше видеть эту природу непостоянства самой этой базовой реальности, мы начинаем лучше понимать, что в этом мире нет ничего за что мы могли бы захватиться, зацепиться. Так или иначе все мы в поиске счастья, разумеется, и мы в поиске стабильности, в поиске безопасности – разве нет? И тут мы переходим как раз ко 2-й характеристике – что на языке пали называется «дукха» и то, что порой переводят как «страдания». И на мой взгляд это не совсем верный перевод этого слова.

Дукха – я бы это перевел как «неудовлетворительность». Что под этим имеется в виду? Ну смотрите, мы все в поисках счастья, и у каждого из нас есть какая-то идея, есть какая-то фантазия о том, а каково это – быть счастливым. Чаще всего для того, чтобы быть счастливым нам кажется, что нам нужно что-то добиться, получить. «Вот, я буду счастливой ,когда я заработаю денег», «Вот я буду счастливой когда у меня будет муж» – или когда дети, или когда дети вырастут ,или когда я перееду куда-то, или когда бизнес, или когда, или когда… когда я куплю свою виллу и яхту, и буду кататься по морю, и вот я буду есть лангустинов , пить шампанское, и модели – и вот я буду счастлив, да? У каждого есть какая-то своя идея фикс.

По мере практики Випассаны мы начинаем лучше понимать, что такое матрица


И по мере практики Випассаны мы начинаем лучше понимать, что такое матрица. Так часто мы слышим это слово – что же это такое в контексте Випассаны? Мы начинаем очень хорошо – даже не понимать – в глубокой медитации мы начинаем это интуитивно чувствовать – все, абсолютно все что с нами случится в этом некоем потенциальном будущем, которого нет. Все что с нами случалось в этом воображаемом прошлом и все что с нами происходит сейчас – будет сведено к работе шести органов восприятия. Все, о чем мы мечтаем будет еще одной порцией переживания.

Вот представьте: вы на этой яхте, вот икра, шампанское и модели. Ну что это будет при ближайшем рассмотрении? Еще одно переживание смотрения, обоняния, вкуса, приятной тактильности. И это все будет начинаться и заканчиваться, начинаться и заканчиваться. А чем это принципиально отличается от того, что с вами происходит прямо сейчас? Вы сейчас тоже на что-то смотрите. Просто объекты будут другие, понимаете? Так вы смотрите в свою московскую квартиру, а так – вы будете смотреть на Средиземное море. Но с точки зрения структуры реальности ничего не изменится. Это будет просто смотрение. Еще один опыт смотрения. То же самое – слышание, то же самое – думание.

Это сложно описать словами, но в глубоких медитациях можно почувствовать реально – мы в тюрьме. Мы в тюрьме наших шести органов чувств. И ничего принципиально нового с нами здесь не произойдет. У нас есть какие-то иллюзии, фантазии что в будущем что-то будет лучше. По факту будет все тоже самое что происходит сейчас. И неудовлетворительность — это прозрение, понимание, что ни одно из этих переживаний не может стать фундаментом для нашего счастья навсегда. Мы все ищем счастье навсегда. И, к сожалению, мы его не найдем.

Я несколько ретритов проходил в одном монастыре в Таиланде, где творил французский художник, который так глубоко практиковал и в этом монастыре осталось несколько его картин. И я до сих пор помню одну картину, на которой была такая фраза, которая впечаталась мне в мозг – очень красивая, парадоксальная фраза – «Безмерное блаженство осознать – нет счастья в этом мире». Это парадокс: «Нет счастья в этом мире» – не в том значении, что мир плохой, злой и здесь сплошные страдания. Нет. В этом мире много радости, много приятного. Любовь есть, цветы, дети, красивые женщины и вкусная еда – да, это все есть – и Питер летом чудесен. Не в этом плане. Ничто – никакое отдельно взятое переживание – не сможет сделать человека счастливым. Почему? А смотри пункт А: потому что все непостоянно. Потому что теперь желания начинаются и заканчиваются.

И вот ты ешь самое вкусное фисташковое мороженое в своей жизни, или пьешь это вино, или ешь эту пиццу, но это переживание закончится. Как оно может тебя осчастливить? Сама природа переживаний в том, что они начинаются и заканчиваются. Как что-то из этого может сделать тебя счастливым навсегда? Сам этот поиск обречен на неудачу. И еще раз повторю эту фразу: «Безмерное блаженство осознать – нет счастья в этом мире». В этом мире нет счастья, но осознать это безмерное блаженство – почему? Потому что мы перестаем искать то, чего нет и никогда не было. И наш поиск – вектор поиска – разворачивается в другую сторону – туда, где возможно свобода. За пределы шести органов восприятия.

Випассана приглашает нас в исследования – а что есть за пределами чувственного опыта? И есть ли что-то? Говорят, что есть. Я сам еще не знаю, но звучит многообещающе.

3-я характеристика – онатта. И это, по сути, две стороны одной монеты. Одна сторона – это что называют «неподконтрольность» или «бесконтрольность». О чем это? Опять же для этого нужен опыт, для этого нужен стаж исследования настоящего момента. И ум должен быть уже достаточно внимательный для того, чтобы это видеть. Но если простыми словами, вот сейчас, когда мы делали 10 минут медитации – скорее всего к вам приходили какие-то мысли и вот простой вопрос: «А это вы приглашали эти мысли? У вас был составленный, заранее согласованный график, по которому эти мысли должны к вам приходить? Или как? Или они просто приходили? Скорее всего они просто приходили. А куда они уходили? Они спрашивали, уходить или нет?

Snimok-ekrana-2022-10-07-v-17.31.12-1536x869.png

То есть мы начинаем видеть, что эти переживания – они случаются с нами. Это не что-то что мы вызываем. Мы не можем запретить своим ушам слышать. Вот прямо сейчас себе скажите: «Все, уши мои, не слышьте эти звуки!» – получилось? Уши продолжают слышать. Они продолжают воспринимать. Вы не можете своим глазам сказать: «Все, глаза, не видьте!» – глаза будут продолжать воспринимать. Вы не можете своему уму сказать: «Все, заткнись! Ты мне надоел!» – ум будет продолжать думать, беспокоиться, волноваться, визуализировать, представлять, чувствовать. И все эти переживания – они с нами случаются.

В жизни мы любим все контролировать, ищем безопасности, мы… и на уровне концептуального мира иногда у нас это получается. Вот у нас есть дом – это мой дом, он огорожен забором, никто не может заходить в мой дом без моего разрешения; у меня есть машина, ключи от машины у меня; у меня есть жена – это моя женщина. На уровне концепции есть ощущение, что мы что-то контролируем. Но когда мы начинаем смотреть внимательно в настоящий момент и опять же видеть, что все состоит из переживаний то сама идея собственности и владения чем-то – она теряет актуальность. Ну вот у тебя своя машина – не так ли? – но опять же, когда ты ведешь свою машину – это ощущения в ягодицах, ощущения в правой стопе, в левой стопе, это ощущения в ладонях, это смотрение, это слышание, это думание. Чем именно ты владеешь, простите? Ощущениями в ягодицах? Или может быть думанием об этом? Понимаете?

Многие концепции – они просто теряют свою актуальность. Они теряют смысл. На уровне базой реальности мы ничем не можем владеть. Мы не можем владеть переживаниями – они просто случаются. И вторая сторона этой монеты – то, что называется «пустотность» или «безличностность» — это то, что пугает больше всего, как правило, хотя бояться здесь совершенно нечего. Все это происходит ни с кем – если по-простому. Мы часто себя с чем-то отождествляем. Если спросить у человека: «Ты кто?» – чаще всего есть какие-то заготовки: «Я – Игорь. Мне 36 лет. Я родился в маленьком городе в Поволжье. Мои родители были такими-то. Я учился в МГИМО. Я работал юристом. У меня есть семья, у меня есть ребенок, у меня есть свой бизнес-центр» – у меня есть это. Мы себя отождествляем с разными вещами. Причем разные люди себя отождествляют с разным.

Есть люди, которые себя сильно отождествляют с телом – им кажется, что «я — это тело». Девочки в основном – они очень сильно переживают по поводу размера груди, по поводу формы губ, по поводу родинок, прыщиков, морщинок – им кажется, что это все с ними происходит. «Я – есть это тело».

Есть те, кто себя отождествляет со своими мыслями – «я — это мои мысли». «Я хороший человек, потому что у меня хорошие мысли». «Я умный человек, потому что у меня умные мысли». «Ой, я такой плохой человек – у меня в голове такие мысли!».

Есть те, кто себя отождествляет со своим характером, с какими-то склонностями, с привычками. «Ой, я человек, который склонен к унынию». «Я человек, который» – еще какой-то. Мы себя отождествляем с тем, что нам нравится и с тем, что нам не нравится. «Я не люблю соленые огурцы! С детства не люблю!». «Ой, я ненавижу тяжелый рок!». «Ой, я терпеть не могу доширак!» – но я люблю вот это, но я люблю вот это.

По мере того как мы практикуем Випассану, мы начинаем чувствовать, что это все – фейк. Это все полный булщит, не имеющий никакого отношения к тому, кто ты есть на самом деле и есть ли ты вообще. В каком смысле «тебя зовут Игорь?». Что это значит вообще? Это просто какая-то концепция. Что значит, что «тебе 36 лет»? Что значит, что «тебе что-то нравится или не нравится?»? Какое это отношение имеет к тому, кто ты есть? Опять же это что-то что требует практики, опыта, стажа.

По мере практики нам становится все сложнее ответить на вопрос: «Кто ты?» – мы чувствуем, что чтобы мы ни сказали – это не будет правдой. Это будет просто каким-то инструментом. И я не призываю усложнять жизнь. Когда у меня спрашивают: «Ты кто» – я говорю: «Я – Игорь». С точки зрения транзакции с другими людьми – лучше не сходить с ума окончательно. «Игорь, вот моя визитка» – трали-вали. Но ты сам это уже не воспринимаешь всерьез. Ты знаешь, что это все – просто какие-то внешние формальные характеристики, которые к тебе отношения точно никакого не имеют. И по мере этой практики мы начинаем все лучше и лучше видеть, что, а нет никакого Игоря, нет никакой личности что ли. Нет никого, с кем бы все это происходило, для кого все бы это случалось.

И первое прикосновение к онатте – оно страшное. Мы же хотим кем-то быть – разве нет? Более того, мы хотим себя как-то постоянно прокачивать, апгрейдить, искать себя, искать свое предназначение. Кажется это смысл жизни – найти себя – а тут ты в итоге находишь, что да нет никакого тебя. Это страшно. Но на самом деле — это безмерное блаженство, потому что все эти проблемы, все эти психологические загоны, страхи, неуверенность в себе – они были у кого? У той личности, в которую ты поверил. Как говорил мой учитель: «Я — это просто устойчивая оптическая иллюзия». Нам всем кажется, что мы кто-то есть, но при ближайшем рассмотрении еще никто себя не нашел, практикуя Випассану. Ну вот просто вглядываешься во все это дело и видишь, что да, слышанье есть, думанье есть, ощущение есть. Но нет никого с кем бы это все происходило. И кто же тогда остается в сухом остатке?

Дух этой практики — это вкус свободы. И по мере того, как мы практикуем Випассану, мы начинаем чувствовать все больше и больше свободы в своей жизни и в своей голове. И вы можете спросить: «Свободы от кого или от чего?» – свободы от этого душного персонажа, который 24/7 пытается делать нам мозги, придумывать какие-то проблемы, верить в какие-то свои мысли, в какие-то идеи. По большому счету он портит нам жизнь. Я говорю про наш этот беспокойный ум, который постоянно чего-то хочет и чего-то не хочет. Вот мы от него получаем больше свободы.

Зачем люди практикуют Випассану?


В конце я обещал чуточку рассказать – а зачем оно вообще нужно? Зачем люди практикуют Випассану? Сейчас – в последние годы – я регулярно провожу ретриты по медитации. Ретриты — это глубокие программы, куда люди приезжают на несколько дней, сдают свои телефоны. И в молчании, в аскезе практикуют усердно интенсивную медитацию по 8 часов в день. Зачем они это делают? Можно же как нормальные люди поехать на пляж, позагорать! Наш центр в Крыму, но он не на море, он в горном Крыму – в очень красивом месте. Ну почему? Почему люди вот так вот решают провести свой отпуск?

Потому у людей есть запрос. По моим наблюдениям – а я уже давно преподаю медитацию – ну не просто так, и не от хорошей жизни люди приходят к медитации. Есть две категории людей: первая более распространенная – у человека что-то в жизни случилось. Какой-то вызов, проблема, страдание. И не получается справиться с этим так как раньше получалось. Банальный пример: если раньше возникала проблема, но ты выпил бутылку пива и проблемы вроде как нет, то старые средства больше не работают. И человек начинает искать. И он ищет – на этой конференции много всяких разных техник, методик, практик, проводников. Человек начинает ходить прямо как в духовный супермаркет: а может мне вот это поможет? А может вот этот поможет. А может меня кто-то спасет. Чаще человек в поиске какой-то волшебной таблетки, которая должна его спасти, починить его жизнь.

И по мере того, как человек ну более зрелый что ли, его – в поле его внимания – возникает это слово – «Випассана». И оно необычное, оно многообещающее. И часто мы слышим какие-то небылицы в духе: «Съезди на Випассану, и ты все поймешь!», или: «Жизнь твоя изменится», или «Все наладится». И люди приезжают на таких вот ожиданиях, что ну давайте, за 5 дней почините мою жизнь и все миновать. И конечно же люди по мере этой практики – они начинают очень хорошо чувствовать, что это все вообще не об этом. Эта практика не призвана что-то там починить или наладить. Она призвана вправить человеку мозги в позицию очень трезвого, очень ясного восприятия этой жизни. Свежие перспективы, если хотите. Дать человеку свежую перспективу на эту жизнь.

Есть и вторая категория людей — это те, кто приходит к практике не потому, что у них все плохо, а потому что у них все хорошо. Все хорошо: я успешен ,я богат, у меня классная работа, у меня все есть , но… я себя вспоминаю 12 лет назад – я как раз был в таком положении: у меня все было, я был обеспеченный, подающий надежды юрист, который работал в иностранной юридической фирме, зарабатывал в долларах хорошую сумму, хорошую зарплату, ездил на кабриолете, жив в центре города , девчонки обращали на меня внимание. Казалось бы, живи и кайфуй – разве нет? Но в те годы, в те времена я чувствовал себя максимально несчастным. Я чувствовал, что я просто на каком-то дне, я не вижу смысла своей жизни, я не понимаю, зачем я живу. Я начал пить вино каждый вечер – просто чтобы как-то заглушить эту внутреннюю тоску, этот внутренний поиск.

И люди, у которых все хорошо – они тоже в поиске. Есть это отчаяние – вроде как я должен быть счастлив, если почитать все эти глянцевые журналы, я сейчас должен быть максимально счастлив, но почему я так сильно страдаю? Это какая-то обманка. И люди начинают искать: а разве это все? Разве я всего достиг? И что, это правда все? Это ради этого люди живут? Это ради этого они достигают, чтобы потом оказаться в таком униженном на самом деле положении? И я сам вот так вот пришел к медитации – в поисках ответов на вопросы: «Это что правда все?».

И как бы то ни было, люди приезжают на ретриты, потому что они в своей жизни соприкасаются со страданиями. В жизни действительно есть страдания. И я не люблю нагонять какую-то большую печаль и тоску – опять же в жизни много счастья, много классных моментов: друзья, любовь, вкусная еда, путешествия – но в жизни есть страдание. И это что-то что мы тоже должны очень хорошо осознавать.

Те из вас кто знаком с основами буддизма – с этого на самом деле все начинается – 4 благородных истины. И первая благородная истина – в жизни есть страдание. И это то, что надо очень хорошо увидеть. Увидеть – означает не пребывать в иллюзии. И давайте мы завершим это общение короткой притчей. Прикройте сейчас – буквально на пару минут, я вам обещаю.

Короткое упражнение:

Упражнение

В конце каждого из нас ждет смерть – и это то, о чем на западе говорить не принято. Но это инфантильно – не думать про это и прятать голову в песок. Конец у каждого человека будет неизбежен. Все мы умрем.

Кто такие эти белые и черные мыши? Это день и ночь. С каждым днем мы… длительность нашей жизни – она сокращается.

А что же такое улей и пчелы? Это чувственные удовольствия. Мы живем, думая, что смысл жизни — это получить как можно побольше удовольствий: вкусной еды, секса, какой-то одежды, путешествий – кайфануть. Ради этого же мы родились, разве нет?

И если вы были внимательны, то я думаю вы замечали, что каждый раз, когда мы получаем удовольствие – всегда есть боль. Есть обратная сторона монеты – нас всегда кусают эти пчелы. Ну не бывает так что только сплошное удовольствие. Есть удовольствие, но есть боль, есть страдания. И, кажется, кто-то предлагал нам руку помощи, но мы отказались. Почему? Потому что этот мед кажется нам слишком сладким.

И глубинная задача техники Випассаны – вытащить нас из этого колодца. Как? Через то что мы начинаем видеть, что этот мед – он не такой уж и сладкий, он никогда и не был сладким на самом деле, просто мы были слишком опьянены нашими органами чувств. Мы не замечали чего-то очень важного. И поэтому мы вновь и вновь оказываемся в этом колодце.

Многие из нас слышали слово «самсара». Самсара – буквально переводится «блуждание без цели». Это похоже на то, как вы приезжаете скоротать какой-нибудь дождливый денек в торговый центр без какого-то четкого намерения и запроса, просто блуждая от одного магазина, от одной витрины, к другой. И вот вы проголодались – надо поесть. А чем себя еще развлечь в этом супермаркете? Может быть сходить на каток? Может быть сходить в киношку? «Ой, мне захотелось чай с десертиком!». И день пролетает быстро и незаметно. Жизни людей пролетают незаметно. Просто блуждания.

Чаще всего жизнь человека — это человек родился, его прозомбировали, внушили ему какой-то список того, что якобы надо иметь или быть или сделать, чтобы якобы быть успешным. И вот человек бежит, выполняя этот список – что там надо сделать – и где-то на полпути что-то получилось, что-то не получилось – но где-то на полпути он устал, заматерел, купил себе телевизор, набил холодильник, взял ипотеку, а тут уже и болезни, старость, смерть. О чем была эта жизнь? А вот ни о чем. Просто в колодце пытался меда себе добыть, упал к змее, оказался обратно в той же ситуации.

Монахи у Будды спросили: «Как давно это все продолжается?» – и его ответ, он может дать нам какую-то свежую перспективу, он на это ответил: «Это продолжается так давно, сколько … вот представьте гору размером с Эверест – самая высокая гора на Земле. И раз с 100 лет пролетает птица, и у нее в клюве шелковый шарф. Раз в 100 лет, пролетая над вершиной горы, она чиркает шелковым шарфом по вершине горы. Так вот это продолжается столько, сколько потребуется у нее времени стереть этим шелковым шарфом всю гору до основания».

Как вам такое? Что если допустить что действительно эта жизнь не первая и не последняя? Что мы блуждаем в этой самсаре уже тысячи жизней, каждый раз наступая на одни и те же грабли.

В медитации все определяется на самом деле чистотой сознания человека. Если человек умирает в умонастроении жадности, он рождается с настроением жадности. Если ты умираешь – переживаешь, что не все успел попробовать: столько женщин красивых, столько еды вкусной – ну так родишься еще раз, будет возможность еще раз. Количество подходов не ограничено, пока тебя это все не достанет, пока ты не начнешь прозревать в то, что… что происходит? – вопрос, который начинают задавать себе те, кто приходит к практике Випассаны: «Что происходит в этом мире? Зачем это все происходит? Как я попал в это тело? Куда это все ведет?».

Все это ведет к смерти, очевидно. Но в чем смысл этого всего? И все эти вопросы – они заставляют человека искать ответ. И Випассана предлагает некий свежий взгляд на эту картину, показывая, что тот мед, за который человек так сильно цепляется – он не стоит того, он не такой уж и сладкий. И как именно это происходит? А через то, что человек начинает видеть, что все что происходит — это просто переживания, непостоянные, неудовлетворительные, и более того – неподконтрольные. Так за что цепляться? За что цепляться?

Тот инсайт, который непосредственно предваряет просветление – и здесь я больше выступаю как теоретик, нежели как практик, но тем не менее, просто для цельной картины, о чем это все – осознание, которое предваряет поступление в этой Вселенной, в этом мире, в этой самсаре – нет ничего за что имело бы смысл цепляться. И когда человек это глубоко осознает, ему действительно цепляться уже не за что. Нет смысла возвращаться сюда. Нет смысла снова в этом колодце чего-то пытаться добыть. Человек начинает выходить из этой ловушки.

Люди чаще всего – они в поиске каких-то волшебных таблеток, быстродействующих способов разбогатеть и духовно развиться. Но техника випассаны — это вообще не про это. Випассана — это для тех людей кто уже достаточно зрелый, чтобы видеть, что да нет никаких волшебных таблеток, да нет ничего, никакой этой всей дешевой магии – есть честная работа над собой. И по мере практики мы все больше и больше протираем линзу, через которую мы воспринимаем эту жизнь. Протираем ее от жадности, от ненависти, от невежества. Наш ум становится более внимательный, более спокойный и более сонастроенный с настоящим моментом. Мы все реже и реже залипаем в этих мыслях, в этих сюжетах, в этих своих внутренних мелодрамах.

Ну очевидно, что если смотреть через эту свежую призму на жизнь – то точно смысл жизни не в том, чтобы купить себе трешку в ипотеку. На этот вопрос можно ответить на разных уровнях понимания мира. С одной стороны смысла нет вообще ни в чем. Станешь ты успешным/не станешь, станешь ты богатым/не станешь – смерть она все обнуляет. С точки зрения медитации – имеет смысл лишь то насколько ты занимался своим внутренним, насколько ты улучшал качество и состояние своего ума и использовал для этого возможности этой жизни.

Во многих духовных традициях большое внимание уделяется моменту смерти. Считается что-то в каком умонастроении человек умирает, определяет его дальнейшую траекторию и дальнейший путь. И интересно что в каких-то традициях не принято праздновать день рождения, потому что, собственно, а что праздновать? Ты снова вернулся. Что здесь праздновать? Но празднуют смерти, потому что смерть — это экзамен жизни. И празднуют, когда человек сдал этот экзамен достойно.

По большому счету с точки зрения медитации смысл жизни в том, чтобы в точке В момент смерти ум-состояние ума было более чистое и ясное, и благородное, чем с чего он начал.

Однажды у одного мастера спросили: «Так скажите пожалуйста досточтимый, мы тут что-то не поняли: если души нет, то кто же тогда перерождается?» – на что он ответил: «Я не хочу никого обидеть, но кажется наши плохие привычки».

В реальности перерождаются наши плохие привычки, но хорошая новость в том, что хорошие привычки тоже перерождаются. На простом примере: если человек всю свою жизнь тренировал себя в жадности – был такой жадненький, скряга – то он забирает с собой, в следующую жизнь эту привычку ума жадничать. Те, у кого есть дети я думаю обращали внимание что с самого рождения у человека уже есть характер — это не то, что ты его каким-то воспитал. Люди разные. С самого рождения они разные. Мы рождаемся, уже наследуя те или иные привычные паттерны поведения нашего ума. И наоборот если человек всю ту жизнь практиковал ненасилие, сострадания, дружелюбие, отдавание, непривязанность, практиковал медитацию, то это что-то что будет с ним с самого рождения как качество его, как состояние его ума.

Но глобально даже в этом нет смысла, потому что ну а для чего оно нужно-то? Есть 3 гуны материальной природы. Я думаю, среди тех, кто нас слушает многие ориентируются в этих понятиях. И часто нам кажется, что смысл жизни — это гуна благости — это когда в твоей жизни все как-то устаканилось, ты занимаешься каким-то служением, ты помогаешь людям, ты занимаешься благотворительностью, ты делаешь добрые дела, у тебя хорошая семья. Ну а в этом-то какой смысл в конечном итоге? Ну да – хорошая карма. Но хорошая карма — это не смысл жизни, потому что хорошая корма просто приведет к тому, что будет еще одно рождение и это будет какое-то благоприятное рождение у хороших родителей, в хорошей семье, с хорошим достатком. Ну а в этом какой смысл?

Понимаешь, можно глубоко копнуть и в конечном итоге обнаружить что даже хорошая, качественная, комфортная жизнь — это не смысл жизни. Потому что, а дальше-то чего? Высшая цель жизни, согласно медитации, — это то, что называется «нибана» — это освобождение. Это освобождение из этой матрицы. И, собственно, Випассана — это путь, который к этому ведет. Это хорошее состояние.

Люди любят свою жизнь заполнить какими-то действиями которые отвлекут их от самого себя – это постоянно быть занятым, и мы можем видеть это например по поколению старших – что люди вообще не склонны к какой-то созерцательности; для них посидеть на попе ровно 5 минут – это что-то неприемлемое, им постоянно надо что-то: подвязывать огурцы , чего-то еще. И возможно отказаться от чего-то, когда ты видишь, что это какая-то бессмысленная суета — это не так плохо.

К чему приводит практика медитации випассана – какая польза?


А по моему личному опыту и по наблюдениям за тем, как это происходит – глубокое увлечение медитацией приводит к тому, что плавно – иногда не очень плавно, но чаще все плавно – вся жизнь человека начинает меняться. И все что было искусственное, наносное, какое-то ложное из амбиции, из эгоистических устремлений, из какой-то нечестности, из эгоизма — все это начинает уходить. И часто это бывает болезненно, потому что если человек жил в каком-то мире лжи, лицемерия, понтов и эгоизма, то вдруг он чувствует, что вся его жизнь начинает трещать по швам. Ну так и слава богу! Ну так и здорово! Да, этот период надо пройти. Но на смену придет что-то другое – что-то честное, искреннее, настоящее. И чаще всего – что-то простое.

То есть жизнь человека, который утвердился на пути практики — это несложная жизнь. Сложная жизнь — это когда у тебя 5 бизнесов, 3 любовницы, ты 5 раз неделю куда-то летаешь – в какие-то командировки, в 10 вечера ты назначаешь встречи с серьезными пацанами (покурить кальянчик, обсудить делишки) — вот этого становится меньше. Ты начинаешь понимать, что это от лукавого, всех денег не заработать. Заниматься чем-то что не по душе ты не будешь, потому что не видишь в этом смысла. Как ценность, которой раньше не было, приходит понимание баланса. Красиво – это когда в жизни есть баланс. Это когда ты не упарываешься на работе 24/7 ради какой-то идеи-фикс – заработать 100 млн., а когда у тебя есть время и понимание необходимости работы – служения, какого-то дела – но есть семья, есть практика.

Как понять, что ты застрял в тюрьме Раджеса – в тюрьме страсти? Тебе некогда медитировать. Люди, которым по утрам некогда медитировать — это люди – рабы своих амбиций, которые никуда их не приведут. Есть несколько отрезвляющих размышлений. Одно из них – все что нам дорого, и все люди кого мы любим – мы однажды с ними расстанемся, и мы однажды все потеряем. Не очень позитивная аффирмация, но это правда жизни. Все вещи, которые мы покупаем обречены оказаться на помойке — это вопрос времени. Это может случиться при нашей жизни, это может случиться уже позже. Но вот сейчас мы живем в Петербурге и все эти красивые дворцы – они все разваливаются, все машину разваливаются, все сумки Эрмес в итоге оказываются на помойке – это вопрос времени. Все люди болеют и умирают — это тоже вопрос времени.

Простите, почему у тебя нет времени на медитацию? Ах, ты строишь бизнес, тебе надо масштабироваться! Ах, да-да-да, сейчас напряженный период – надо строить карьеру. Зачем ты все это делаешь? Ах, чтобы заработать больше денег… А зачем? Чтобы купить третью машину? Чтобы купить еще чего-то? Но ты это однажды потеряешь. В гробу нет карманов.

И постепенно, когда ум человека становится более разумным что ли, человек начинает понимать, что вообще-то помедитировать — это главный приоритет. Вот всего остального можно не делать, но помедитировать – это главное.

Я уже давно преподаю медитацию и я отлично понимаю с чем сталкивается человек который в Гугле вбивает: «медитация с чего начать» – ну совершенно приземленные вещи –  «а как правильно сесть?», «а как надо дышать?», «а что делать с мыслями?», «а надо ли их контролировать?», «а получается у меня или не получается?», «а у меня нога затекла».

У меня есть курс, который, не побоюсь этого слова, стал легендарным. Его прошло на данный момент уже несколько сот тысяч человек и возможно кто-то из тех, кто нас сейчас слушает с него начал свое знакомство с медитацией. Он называется «Просто начни». И не без причины этот курс получил такое широкое распространение. Просто действительно получилось как-то очень лаконично и доходчиво сформулировать основные какие-то базовые азы практики внимательности: и что делать с умом, и с мыслями, и с эмоциями и так далее. И вот с этого я всем советую начать, кто к медитации приглядывается. И понять вообще – хочется дальше продолжать или нет.

Для тех, кто захочет продолжить, у меня есть курс, который называется «Просто продолжи». И на самом деле это курс, который я создал совершенно недавно – буквально в этом году. И я по-настоящему этим курсом горжусь. Мне потребовалось несколько лет упорного исследования этой темы, личной практики, ретритов и большого опыта преподавания, чтобы создать этот курс. Он получился по-настоящему фундаментальный и зрелый. Он рассчитан на 30 уроков, но по факту он рассчитан на несколько месяцев освоения. Это для тех, кто хочет пойти глубоко, необязательно приезжая на ретрит. То есть это по большому счету ретрит, растянутый во времени, где мы начинаем с чего-то относительно базового, но с каждым следующим модулем идем глубже-глубже-глубже-глубже.

И конечно же есть ретриты для тех, кто… всегда есть те, кто не любит растягивать – он хочет все и сразу. И ретрит – это опыт интенсивной практики. И конечно же когда человек практикует интенсивно то и результаты, которые он получает – они приходят быстрее чем если он практикует 15 минут в день.

И последние 2 года мы проводим каждый сезон где-то 10 ретритов в году – там есть возможность попрактиковать йогу и випассану. Вот сейчас в нашем центре ретриты проводит мой учитель. В августе я проведу свой ретрит. В сентябре будет еще один ретрит. В общем каждый месяц примерно 2 ретрита и да, на ретриты люди приезжают. Причем сейчас, когда в Крым попасть не просто, самолеты до сих пор не летают – люди находят возможности добираться с пересадками на машине, на поезде и у нас полные группы на каждый ретрит. Меня это всегда очень вдохновляет – видеть, как много людей, устремленных к глубокой духовности.

Читать далее

Смотреть все